Снова всплыла идея перезахоронить лидера националистов Степана Бандеру в Украине. На Прикарпатье даже создана комиссия по этому вопросу. Как известно, руководитель Организации украинских националистов Степан Бандера был убит в 1959 году агентом советской спецслужбы Богданом Сташинским. Он похоронен в Мюнхене. Но существует немало препятствий для реализации этой идеи.
Я дважды был на могилах знаменитых деятелей украинской истории за рубежом: в 1997 году в Мюнхене на могиле Степана Бандеры и в 2006 году на могиле Симона Петлюры в Париже. Каждый раз после того возникала мысль: сколько же это наших соотечественников по всему свету разбросано! Миллионы и миллионы покидали Родину в поисках лучшей жизни, сначала в трудовую эмиграцию, а потом убегали от большевиков, обещавших улучшить жизнь в лагерях ГУЛАГа. Ясное дело, среди эмигрантов были и выдающиеся личности, вошедшие в историю Украины. Конечно, справедливо было бы перезахоронить их в родной земле.
Таким образом, инициаторы переноса праха Бандеры на Родину должны ответить на вопрос: почему речь идет только о Бандере? Ведь и другие выдающиеся украинцы заслужили вечного покоя в родной земле. Тот же Петлюра, а также Махно, которые сейчас в Париже. Евгений Коновалец в нидерландском Роттердаме. Писатель и политик Владимир Винниченко похоронен во французском городе Мужен. Собственно, почему внимание обращаем лишь на деятелей относительно недавней истории? Тот же Иван Мазепа был похоронен в румынском городе Галац. Правда, церковь, где он покоился, была уничтожена во времена Чаушеску, но кто знает, может, прах его где-то еще сохранился.
Дальше нужно объяснить, почему хоронить предлагается в Ивано-Франковске? Ведь таким образом инициаторы будто фиксируют статус Степана Бандеры как провинциального деятеля, не имеющего всеукраинского значения. Но это не соответствует действительности, и могила Бандеры должна была бы быть в Киеве.
Ну, и все сомнения развеял Степан Бандера-младший. Он высказался от имени семьи: «Позиция семьи такова: перезахоронение должно способствовать консолидации украинского общества, а не его расколу. Для этого нужно проводить соответствующие просветительские мероприятия. Но мы видим, кто сегодня отвечает за образование в якобы независимой Украине, которая якобы даже не способна написать свою собственную историю без помощи «старшего брата по большой отчизне».
Он также прибавил, что не представляет возможным перезахоронение при нынешней власти, «удачно использующей раскол в обществе, ведь разделенными легче управлять». Внук руководителя ОУН также посоветовал украинцам «думать больше о Межигорье, а не о Бандере, чтобы их жизнь улучшилась уже сегодня».
Вряд ли без согласия семьи можно будет трогать прах покойного. Таким образом, в который раз высказанная вслух идея так и останется просто идеей, которую не воплотили в жизнь.