Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Переживая за короля

В воскресенье состоялась 83-я церемония вручения премий Американской киноакадемии «Оскар»
28 февраля, 2011 - 20:46
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!» / ФОТО РЕЙТЕР РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!» ТОМ ХУПЕР С НАГРАДОЙ ФОТО С САЙТА FILM.RU

Лучшим фильмом признан «Король говорит!» Лучший режиссер — Том Хупер («Король говорит!»). Лучшие исполнители главной мужской и главной женской ролей — Колин Ферт («Король говорит!») и Натали Портман («Черный лебедь») соответственно. Лидеры по количеству статуэток — «Король говорит!» и «Начало» (режиссер — Кристофер Нолан) — по четыре, однако у «Начала» награды за технологию производства: спецэффекты, звук, монтаж звука, операторская работа. Неожиданностью стали скромные успехи прогнозированного фаворита — «Социальной сети» Дэвида Финчера: призы только за монтаж, за сценарий по литературному произведению, за саундтрек. Без статуэток остался вестерн «Настоящее мужество» Джоэла и Этана Коэнов — впрочем, братья уже были на вершине триумфа с драмой «Старикам здесь не место».

«Оскар» в этом году имел несколько интересных особенностей.

Во-первых, среди номинантов в категории «лучший фильм» были четыре работы, снятые по реальным событиям, по сути, кинобиографии (байопики), причем эти ленты считались фаворитами: «Король говорит!» (выдвинутый в 12-ти номинациях), «Социальная сеть», «Боец», «127 часов».

Довольно неожиданная интрига возникла в номинации «лучший документальный фильм». Одним из пяти претендентов стал «Выход через сувенирную лавку», снятый знаменитым британским уличным художником Бэнкси. Бэнкси, как и все стрит-артисты, строго соблюдает анонимность: в «Лавке» его лицо скрыто капюшоном, голос изменен. Организаторы церемонии предупредили художника, что он не сможет прийти в костюме, скрывающем личность номинанта: «Представьте себе, что его фильм победит. На сцену выйдут пять человек в обезьяньих масках, и каждый будет утверждать, что он и есть Бэнкси. И кому же нам в таком случае вручать премию?» Впрочем, твердое убеждение академиков, что неигровое кино должно заниматься исключительно публицистикой, взяло верх — победило «Внутреннее дело» (режиссер — Чарльз Фергюсон) о причинах кризиса 2008 года.

Возвращаясь к номинации «лучший фильм», стоит отметить пестроту списка претендентов, порожденную изменением политики Киноакадемии: с прошлого года вместо традиционных пяти берут целых десять номинантов. Это приводит к тому, что за одну награду соперничают такие абсолютно несравнимые работы, как «История игрушек» и, например, «Зимняя кость».

Для отечественного зрителя этот «Оскар» интересен еще и наличием режиссера украинского происхождения: жительница Лос-Анджелеса, внучка эмигрантов из нашей страны, Лиза Холоденко впервые вошла в вожделенный список с мелодрамой «Детки в порядке».

За исключением перенасыщенного спецэффектами и боевыми сценами «Начала» и вестерна Коэнов, почти весь список занимают камерные драмы, кстати, вполне успешные в прокате. Неизвестно каким образом (наверное, все же сработало демократичное расширение списка) здесь появилась картина Дебры Граник «Зимняя кость»: действительно авторское (что подтверждено призами фестивалей в Берлине и Санденсе), мрачное, местами даже безнадежное по настроению независимое кино, построенное на сильных характерах, этакая малобюджетная семейная сага — кстати, название «Настоящее мужество» вполне подошло бы и этому фильму. И если уж говорить о личных кинокритических предпочтениях, то из всей десятки именно «Кость» — это действительно интересное, не подстроенное под массовые вкусы повествование о простых людях, которые, даже борясь за выживание, сохраняют собственное достоинство и способность хоть кого-то любить.

В категории «лучшая полнометражная анимация» противостояние авторского и коммерческого искусств повторилось в том, что сюда попали, с одной стороны, «История игрушек», с другой — изысканный «Иллюзионист» одного из лучших мировых аниматоров, француза Сильвена Шоме. Шоме уже был среди номинантов с прекрасным «Трио из Бельвиля» (2003), но статуэтку тогда отдали очередной диснеевской однодневке «В поисках Немо». Чуда не произошло и на этот раз: снова решили, что анимация создается только для детей.

Авторитет «Оскара» в том, что эта награда дает некую подачу обществу, определяя его настроение. Следовательно, на сегодня актуальны не фильмы о новом интернет-поколении, начинающем править миром, а по-британски сдержанное кино о правителях прошлого, о том, что и сам король — тоже человек, равным образом смешной и трогательный, слабый человек, нуждающийся в своевременной помощи сообразительного джентльмена из народа; и, в конечном итоге, рассказ об уязвимом и талантливом эгоцентрике проиграл истории крепкой мужской дружбы.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ «ОСКАРА-2011»

Лучший фильм: «Король говорит!», режиссер — Том Хупер.

Лучшая режиссура: Том Хупер за «Король говорит!»

Лучшая мужская роль: Колин Ферт («Король говорит!»)

Лучшая женская роль: Натали Портман («Черный лебедь»).

Лучшая мужская роль второго плана: Кристиан Бейл («Боец»).

Лучшая женская роль второго плана: Мелисса Лео («Боец»).

Лучший иностранный фильм: «Месть» (Сюзанн Бир (Дания).

Лучший полнометражный мультфильм: «История игрушек-3» (Ли Анкрич).

Лучший монтаж: «Социальная сеть».

Лучшая работа художника-постановщика: «Алиса в стране чудес» (режиссер — Тим Бертон).

Лучшая операторская работа: «Начало».

Лучшие костюмы: «Алиса в стране чудес».

Лучшая документальная полнометражная лента: «Внутреннее дело».

Лучший документальный короткометражный фильм: «Здесь нет чужих».

Лучший грим: «Человек-волк».

Лучшая музыка: «Социальная сеть».

Лучшая песня: We Belong Together из «Истории игрушек-3».

Лучший короткометражный мультфильм: «Потеря».

Лучший короткометражный фильм: «Бог любви».

Лучший монтаж звука: «Начало».

Лучший звук: «Начало».

Лучшие спецэффекты: «Начало».

Лучший сценарий по литературному произведению: «Социальная сеть».

Лучший оригинальный сценарий: «Король говорит!»

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ