Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Певческий собор на Святых Горах

3 сентября, 2003 - 00:00

С 11 по 13 сентября 2003 года в храмах и на территории Святогорского монастыря, а 14 сентября — в Донецком академическом театре оперы и балета им. А. Соловьяненко пройдет ставший уже традиционным праздник хоровой духовной музыки — «Второй Всеукраинский певческий собор на Святых горах».

«Певческий Собор-2002» вызвал большой интерес со стороны широкой музыкальной общественности не только из-за тщательно подобранной программы концертов и высокого профессионального уровня исполнителей, но в первую очередь благодаря уникальному месту- заповеднику, которое и рождает атмосферу фестиваля. В прошлом году в фестивале участвовали 6 коллективов с программами православной музыки разных периодов: от древних византийских, грузинских, русских песнопений, через образцы украинского барокко (А. Ведель, Д. Бортнянский) и классиков украинской и русской музыки, писавших для православных обрядов (Н. Лысенко, П. Чайковский) — до творчества наших современников (В.Тиможинский, М. Шух, В. Степурко).

Базовым коллективом в этом году станет для фестиваля обладатель многочисленных престижных наград Муниципальный камерный хор «Крещатик» под управлением Ларисы Бухонской (г. Киев). Также в концертах «Певческого Собора-2003» примет участие и Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Л. Ревуцкого, художественный руководитель — народный артист Украины Богдан Анткив. Высочайшим исполнительским уровнем этого старейшего и единственного в стране большого мужского хора (в Советском Союзе их было всего два — еще Эстонская мужская хоровая капелла под управлением Густава Эрнесакса) сегодня восхищаются слушатели по всему миру. Камерный (уменьшенный) состав хора с древнеславянским названием «Боян» во время ежегодных гастролей по Англии сопровождают любители хорового пения, переезжая из города в город вслед за своим любимым коллективом. Узнав о существовании «Певческого Собора», группа англичан обратилась к организаторам с просьбой принять их в Святогорске в качестве гостей.

Участником фестиваля вновь станет Ансамбль древнецерковного пения «Сретенье». Репертуар этого небольшого коллектива уникален. Художественный руководитель ансамбля Игорь Сахно собирает, расшифровывает и изучает древние православные напевы в традициях Византии, Грузии, Киевской Руси. Ансамбль «Сретенье» можно считать открытием «Певческого Собора», их концерт на площадке перед часовней святого Андрея Первозванного год назад стал подлинным украшением фестиваля.

В «Певческом Соборе-2003» будут также участвовать Мужской хор Киевской высшей духовной академии и семинарии, который является одним из ведущих хоровых коллективов Киево-Печерской лавры, Женский хор Киевского высшего музыкального училища им. Р. Глиэра, Хор Донецкой музыкальной академии им. С. Прокофьева.

Новым проектом на фестивале будет парад хоров «Певческое поле». Прямо под открытым небом на берегу Северского Донца развернется красочное фольклорное театрализованное представление, в котором выступят хоры-участники и хоры-гости фестиваля.

Кроме собственно фестиваля, «Певческий Собор-2003» выполняет еще и функцию творческой лаборатории: член правления Всемирной федерации хоровой музыки, декан музыкального факультета Бостонского университета (США) профессор Андре Де Квадрос проведет мастер-класс с муниципальным камерным хором «Крещатик», а директор международного фестиваля «Дни музыки композиторов Кракова», председатель Краковской организации Союза композиторов Польши, музыковед Ежи Станкевич выступит с открытой лекцией «Хоровая культура Польши».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Святогорский монастырь представляет собой комплекс относительно поздних наземных построек и более древних пещер в меловых утесах, образовавшихся около 100 — 80 миллионов лет назад. О происхождении и датировке подземного комплекса мелового утеса существует множество легенд и гипотез, но до сих пор ни одна из них не получила сколько- нибудь достоверной аргументации. Возможно, харизма этого места предполагает сенсационную версию происхождения самого места Святые горы. Дело в том, что «Святыми горами» оно называлось еще до того, как там появились монахи. Также существует несколько версий происхождения самого монастыря. Наибольшее число приверженцев у гипотезы, датирующей появление пещерных сооружений в середине ХIII века, когда монахи Киево- Печерской лавры после разорения ордами хана Батыя русских земель ушли в Святые горы на пустынножительство. Ряд ученых считает, что возникновение в Святых горах христианского пустынножительства связано с периодом до монголо-татарского нашествия. Третья гипотеза обязана своим появлением одному из архимандритов монастыря, доказывавшему, что монахи с Афонской горы обосновались здесь в ХV веке. Есть и другие мнения, возводящие начало сооружения подземного комплекса ко времени хазар и половцев. Так или иначе, Святогорский монастырь (подчиняется Московскому патриархату) на сегодняшний день является одним из важнейших центров духовной жизни Донецкого региона, местом паломничества (монастырский комплекс на берегу Северского Донца напоминает по своему устройству ансамбль Киево-Печерской лавры), а кроме того, популярным в Украине курортом. Ведь весь этот историко-архитектурный заповедник включает в себя, помимо прочего, санаторий, которому более 200 лет и который часто посещали многие известные люди, в частности Антон Чехов и Александр Куприн.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ