Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Певец Карпатского края

Во Львове состоялся вечер памяти Анатолия Кос-Анатольского
13 июля, 2011 - 20:09
УЧАСТНИКИ КОНЦЕРТА ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ КОС-АНАТОЛЬСКОГО (СЛЕВА НАПРАВО) ОКСАНА МУХА, ОРЕСТ ЦИМБАЛА И ОЛЕСЯ КИРИЧУК / ФОТО АНДРЕЯ КУБЯКА

Концерт гармонично вплелся в канву ХХХ Международного фестиваля музыкального искусства «Виртуозы» и художественного проекта «Карпатское танго». Неизвестные песни и инструментальные пьесы, написанные выдающимся композитором Кос-Анатольским еще в далекие 1940—1960 гг. исполняли инструментальный ансамбль «Высокий Замок» и победительница проекта «Шанс» Олеся Киричук, обладательница Гран-при І Международного конкурса имени Квитки Цисык Оксана Муха и исследователь культурного наследия Львовщины Орест Цимбала. Приобщился к проекту исполнением нескольких произведений Анатолия Иосифовича и композитор, пианист, музыковед, «Галицкий Моцарт», а еще организатор Музыкального фестиваля имени Кос-Анатольского, который уже много лет проходит на родине композитора — в Коломые, профессор Александр Козаренко.

— Этот вечер посвящен открытию архива эстрадных композиций Анатолия Кос-Анатольского, — рассказал «Дню» руководитель проекта Андрей ЯЦКИВ. — Идейным его вдохновителем выступил Орест Цимбала — исследователь и собиратель песен 1940—1950-х годов. Он общается с вдовой композитора Надеждой Андреевной Кос, которая специально для Ореста нашла объемистые папки с произведениями композитора, на многих из которых была карандашная пометка: «При исполнении не указывать имя и фамилию автора».

— Почему?

— Мы знаем, что Анатолий Кос-Анатольский был выдающимся деятелем в сфере музыки советского периода. Многие годы возглавлял Львовское отделение Союза композиторов, был депутатом Верховного Совета УССР. Конечно, такой уровень отношений с обществом не позволял человеку открыто проявлять свои истинные чувства — должен был быть большим дипломатом, решать проблемы на государственном уровне, поэтому и писал в стол — не хотел обнародовать свои чувства и разочарования, был убежден, что не имеет права представлять себя простым человеком, который способен переживать тонкие душевные порывы. И не верил, что эти произведения когда-то будут исполняться, тем более что написаны они в легком жанре — в ритмах фокстрота, чарльстона, твиста... Это то, что не приветствовалось советской системой.

— Чем вы руководствовались в выборе исполнителей?

— Наш проект — сугубо эстрадного направления, мы посчитали, что классическое бельканто, даже очень мощное, не годится. Поэтому и отдали предпочтение эстрадным исполнителям — Цимбале, Киричук и Мухе, которым, помимо всего прочего, ментально эта музыка очень близка и которые обладают соответствующей харизмой подачи этих вещей.

Самая ранняя песня, исполненная во время концерта (танго «Все це давно уже за нами», написана в 1942 году), посвящена первой любви Кос-Анатольского — Пауле. Это отклик композитора на известие о трагической гибели любимой, еврейки по национальности, которую расстреляли немцы. А в целом организаторы построили вечер на музыке из «трех ключей» — это три любви Кос-Анатольского — Паула и жены Соня и Надежда. А музыка перекликалась с житейскими воспоминаниями самого композитора, аудиозапись которых воспроизводилась на фоне фото из семейного архива композитора.

Зрительный зал Львовской филармонии был переполнен. Среди публики — много людей, лично знавших Анатолия Кос-Анатольского, в частности поэтесса Анна Канич, доцент Львовской музыкальной академии Александр Зелинский (он пришел на концерт с партитурами), сестры Байко, ветеран Львовского телевидения режиссер Галина Ярема, женское песенное трио «Крайня хата»... Не обошла вниманием концерт жена городского головы Львова — Екатерина Кит-Садовая. Присутствовала и вдова композитора Надежда Кос — публика приветствовала ее аплодисментами.

Судя по тому, с какими хорошими эмоциями (и со стороны устроителей, и со стороны слушателей) проходил концерт, не известные до сих пор песни Кос-Анатольского займут надлежащее место в репертуаре современных исполнителей.

СПРАВКА «Дня»

Анатолий Кос-Анатольский (1909—1983 гг.) родился в Коломые. Рос в семье врача и пианистки. Окончил Львовский музыкальный институт им. Лысенко, был профессором Львовской консерватории. Творческое наследие композитора — опера «Навстречу солнцу», оперетта «Весенние грозы», балеты «Платок Довбуша», «Сойкино крыло», «Орися», вокально-симфонические произведения, романсы, в частности «Ой ти, дівчино, з горіха зерня» на слова Ивана Франко, и эстрадные песни, среди которых хиты 1960-х «Білі троянди» и «Зоряна ніч».

Около 40 лет Кос-Анатольский возглавлял Львовскую организацию Союза композиторов. По словам профессора Козаренко, «благодаря Анатолию Иосифовичу родилась большая плеяда музыкантов, дирижеров и композиторов. Стараниями Коса был освобожден из ссылки Василий Барвинский. Он не отказал в помощи Мирославу Скорику, приехавшему из Сибири. Анатолий Иосифович был отзывчивым человеком — помогал в решении и творческих, и житейских вопросов. Это был зодчим музыкальной культуры».

Исследователи творчества Кос-Анатольского утверждают, что музыка была для него превыше всего, поэтому мастеру и удалось так много написать. Его называли «певцом Карпатского края», он сочинил 500 музыкальных произведений и написал сотню критических публикаций, а еще писал стихи, и уже его строки легли в основу песен других композиторов. «Он был композитором счастливой судьбы, потому что его произведения исполнялись как при жизни, так и после смерти», — отмечает Александр Козаренко.

Большинство учеников Кос-Анатольского сегодня известны на мировом уровне. Это Олег Крыса, Юрий Мазуркевич, Богдан Янивский, Виктор Ересько, Богодар Которович и др. И все они всегда вспоминали своего педагога как человека глубоких знаний, замечательного оратора и чуткого мастера.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ