Стены священной Софии Киевской расцветают узорами. Немая колокольня собора вдохновляется музыкой безумных колоколов. В воздухе над площадью летают ангелы, с небес посыпая народ перьями благожелательности. И все это не сон, а калейдоскоп воспоминаний о первых шагах весны в Киеве, традиционно приправленных французским шармом.
В этом году Французская весна — культурная программа из восемнадцати мероприятий, которые организует Французский институт в Украине в 9 городах страны, началась спектаклем «Галилео» театра «Deus ex machina» на Софийской площади в Киеве. Это место все чаще становится точкой художественных осознаний, высказываний и переживаний, сопровождающих важные моменты жизни городской общины.
1апреля для киевлян обычно день тихой приятной улыбки, а не парад громкого юмора. И поэтому спектакль театра, который названием своим напоминает о фокусно-механическом появлении богов в античном театре и одновременно драматургический прием, который применяется, когда сюжет заходит в тупик и не решается ни одним логическим способом, стало прекрасным итогом дня из уже не недели и не месяца, а долгих времен испытания переменами.
Фоторепортаж: «Французская весна-2017»
Звездным вестником надежды стал ее герой — Галилео Галилей, который никогда не говорил: «И все же она вертится» и которого никто не собирался сжигать. Мужество провозглашения атавизма божественного создала истинный миф о непокорности ума. На самом деле католическая церковь довольно быстро сняла все запреты на книги ученого, согласившись, что обвинения в превышении полномочий ума, приравнивания человеческого познания божественному не вполне свидетельствует о собственной мудрости.
По дороге к гильотине Робеспьер прокричал в окна Дантону: «Я тебя жду». Может действительно абсолюты истины, справедливости, гармонии существуют, но точно — в другом мире.
Огромная сфера, закрепленная на десятиметровой стреле подъемника, будто от восторженного дыхания тысяч зрителей медленно поднимается до небес. Улыбка луны придает ей притяжение кварцевого излучения. Возникает медитационный настрой, благодаря которому у продвинутых может открыться третий глаз, способность выходить за пределы пространства и времени.
Сплетение металлических колец вдруг представляет масонский, пацифистский, кельтский кресты. Даже Сварога видится в определенные моменты вращения сферы. Внутренний голос подсказывает платоновское название для этой замечательной картины «Время — двигающееся подобие вечности».
Изобретенный Галилеем телескоп, как дирижерская палочка при исполнении симфонии сверхсоциального, подбадривает ансамбль духовных практик. А сам изобретатель с края земного шара призывает собравшихся смелым взглядом, мужественным сердцем, светлым умом достигать вершин верований, глубин мифов, в знаках и ритуалах (по совету Юнга) раскодировать воплощение коллективного бессознательного.
Кажется, сердца забились общим ритмом, когда появилась шар, который своим раскачиванием закрепил ассоциацию с маятником Фуко. Девочка начала кататься на нем, потом летать с ним, и наконец, танцевать в воздухе. Целая карусель с воздушными акробатами закружилась как Земля вокруг Солнца, а сами артисты освободились от земного притяжения. И у зрителей, кажется, поплыла земля под ногами.
Цирковые трюки, множество различных сальто поражало не столько эффектностью, сколько изысканностью пластики. И тело человеческое, которое, чаще всего, кажется колпаком шута, уверенно напомнило о гениальности творения. Сама же сфера многозначностью функционирования — ядро, глаз, мыльный пузырь, колокол — подтверждала статус воплощения математического совершенства.
«Блажен лишь тот,
чья мысль, окрылена зарею,
Свободной птицею стремится
в небеса, -
Кто внял цветов и трав
немые голоса,
Чей дух возносится высоко
над землею»
Шарль Бодлер
Люди, открытые для художественных посланий, собравшиеся на площади, образовали хоровод без рук, бесконечную движущуюся спираль, замедленную размышлениями над увиденным и услышанным.
Простой фейерверк, который в прейскуранте называется «Серебряный дождь», стал Млечным путем, возникшим неожиданно и так же растворившимся. Огненные кометы оказались стрелами-указателями, которые из сферы в самой высокой точке ее подъема намечали новые цели в вечном пути к познанию всего сущего.
Французскую культуру несут по миру ее посланцы-пилигримы прекрасного, декларируя единство человечества, провозглашая высшей целью человека развитие себя из себя самого.
Уверен, когда-то и наши странствующие философы-творцы будут дарить добрым людям всего мира украинский весну, буйство чувств, аромат нашего мировосприятия.