Главное — определиться с жанром. Выставка «Дизайн для каждого тела», открывшаяся в Центре современного искусства при Киево-Могилянской академии, конечно, может называться экспозицией современного, даже ультрасовременного, дизайна. Но лишь на первый взгляд.
На самом деле тема этой выставки для многих на ней побывавших выражается более эмоциональным: «Как хорошо живется шведам!»
Основания для простодушных восклицаний предоставлены в изобилии. То, что это не только о дизайне, подтверждается красивыми цветными фото на стенах. На снимках запечатлены радостные шведские дамы и господа, а внизу описаны причины их улыбок. Оказывается, что:
— 40% шведов имеет загородный домик;
— у всех шведов пятинедельный оплачиваемый отпуск;
— в Стокгольме ежегодно вручается специальная водная премия за успехи в сохранении и обновлении водных ресурсов;
— кроме омбудсмана по правам человека, в Швеции существуют также омбудсманы по дискриминации секс-меньшинств, проблемам этнических меньшинств, инвалидов.
Про пенсионные гарантии даже говорить не буду. И про шведское общественное право гулять, собирать грибы-ягоды в лесах и парках, оставляя их в природной чистоте — тоже.
Неудивительно, что при таком «социализме» и вещи должны быть не просто удобными, но сверхудобными, то есть смоделированными так, что это уже не предметы внешнего мира, а продолжение органов человеческого тела. Таких вещей на выставке — превеликое множество. Эргономичные ручки и отвертки — работать такими, судя по всему, одно удовольствие; другие ручки, для людей с больными суставами — такими можно писать даже с запущенным ревматизмом. Робот- газонокосилка на солнечных батареях: сам все стрижет, сам себя питает, сам обходит препятствия. Безразмерные тапки на любую ногу и для любых обстоятельств — от поезда до вечернего приема. Стул «Солидарность» с расширенным сиденьем, чтобы пристроить рядом, например, кошку, ребенка или иное дорогое сидящему существо. Металлический рюкзак «Боблби», больше похожий на портативный реактивный двигатель: в таком можно без опасений таскать все что угодно, от открытых бутылок до компьютера. Очки без дужек — единственные в мире очки с патентом, и, что еще важнее, единственные в мире, которые не жмут. Сверхлегкая и сверхпрочная инвалидная коляска из титана. Чаекофейник, из которого не расплескивается вода (мечта идиота). Светофор для слепых с регулировкой громкости звука. Силиконовая лампа для полевых условий. Пылесос, который не просто чистит ковры, но еще и кондиционирует воздух. Вечное зеркальце из нержавеющей стали размером с кредитную карточку. Один из наиболее привлекательных объектов выставки — люстра, на которой можно качаться.
А настоящий хит «Дизайна» — желтая ткань, которая, благодаря набитому на ней узору в виде шрифта Брайля создает ощущение желтого цвета у слепых(!)
После этого трудно даже упрекать нашу неповоротливую промышленность. Это все равно как ругать телегу, запряженную сивой кобылой, за то, что она отстает от сверхзвукового авиалайнера.
Так ведь и сравнение мое некорректное. На самом деле есть только одно принципиальное отличие, не особо зависящее от уровня богатства той или иной страны. Просто шведские дизайнеры, менеджеры, политики и промышленники думают о том, как сделать жизнь сограждан максимально удобной и получить благодаря этому доход, разумеется. Наши же думают о том, чтобы получить доход, и ни о чем больше. Ну, еще, может, как бы не сесть за этот доход в тюрьму. Бытийное, так сказать, различие (а не социальное, «ментальное», национальное).
Сколько лет должно пройти, чтобы было по-другому, — неведомо.