Следующий песенный форум пройдет в Белграде. Впервые после 1989 года, когда на конкурсе победила Югославия, право на его проведение выборола балканская страна. В этом году Сербия как суверенная страна участвовала в «Евровидении» впервые. Но это не помешало ее представительнице Марии Шерифович с композицией «Молитва» заручиться поддержкой телезрителей многих стран, набрать 268 балов и занять первое место. Второе и третье место распределили, соответственно, представитель или представительница Украины Верка Сердючка с песней «Dancing Lasha Tumbai» (235 балов) и российская группа «Серебро», набравшая 207 балов. Такая высокая позиция Андрея Данилко и ажиотаж, который он сумел вызвать в Финляндии и Европе, в целом многих удивили. Каждая страна-участник голосования, кроме Албании, поддержала нашу Верку Сердючку; также неожиданностью стали 12 баллов от Андорры (самые высокие балы Украине дали еще зрители Португалии, Чехии, Латвии и Польши), и всего-навсего — восемь баллов от России.
О своих впечатлениях от конкурса «День» попросил поделиться наших экспертов:
— Конкурс прошел на европейском уровне и никаких претензий нет, — считает поэт Юрий РЫБЧИНСКИЙ. — Уровень исполнителей и самых музыкальных произведений был достаточно высоким. Больше всего мне понравилась российская группа «Серебро». Я считаю, что и их песня Song Number One, и исполнение были самыми лучшими. Именно им я бы отдал первое место. И не потому, что эта группа — наши соседи... На второе место я бы поставил белоруса Дмитрия Колдуна, на третье — певца из Турции. Атмосфера в Хельсинки была одинаково доброжелательна по отношению к каждому исполнителю, всех принимали с радостью, всем аплодировали. Если организаторы ставили перед собой задание показать, что Европа едина, что она хотя и разноцветная, но все же как одна страна, то они этого добились. Было такое впечатление, что все участвующие в конкурсе — это европейское сообщество. Болели за своих, и отдавали должное другим. Единственный недостаток — это голосование. Можно не проводить сам конкурс и результаты голосования будут такими же. Отдают голоса в основном своим соседям. Я не против балканских исполнителей, но мне кажется, что Сербия не была наилучшей. Но стран бывшей Югославии настолько много, что победить их очень сложно (они голосуют друг за друга). Это показал и прошлый год, где представители Балкан заняли второе место. Если взять те песни, которые исполнял белорус и россияне — то это была современная эстрада. А то, что пела Мария Шерифович, — позавчерашний день. Что касается Данилко-Сердючки, то он был самым оригинальным и не похожим на всех других артистов. Я не считаю пением, то, что показал Андрей, — это эстрадный номер. Но тенденция к популярности таких номеров присутствует, и она имеет право на существование. Для Андрея Данилко это большая победа, он расширил свое географическое существование и теперь может выступать по всей Европе, это действительно большое достижение.
— В целом, в этом году «Евровидение» было лучше прошлогоднего, — сказал музыкальный критик Александр ЕВТУШЕНКО. — Лучше потому, что немного изменился формат. Конкурс стал более разнообразным, было представлено больше музыкальных стилей. Кроме простой попсы, появилось много другого. Например, ретро под 1980-е (шведская группа), джаз в исполнении певца из Германии (этого вообще раньше не было на конкурсе). Звучала и world-music в выступлении румынов. Были и рок-команды (из Исландии и Чехии), хотя далее полуфинала они не пошли, но тем не менее они были заявлены. Сербия меня поразила песней. Мария Шерифович взяла очень серьезную песню — балладу «Молитва» — качественная аранжировка и полное отсутствие сценографии, но выглядело это выступление очень убедительно. Лично я голосовал за Сербию. Мария Шерифович — достойная победительница. Наличие в этом году специфических шоу с перевоплощением мужчин в женщин (Дания и Украина) на «Евровидении» — это свидетельство определенной европейской моды. У нас была также в свое время эпопея с геями. Когда заявили о себе Борис Моисеев, Сергей Пенкин, Кость Гнатенко. Это раздражает общество. А артисты это используют как фактор контраверсийности. Я считаю, что Андрей Данилко вполне заслуженно занял второе место. Было бы странно, если бы он победил... Потому что все-таки то, что делает Данилко, — это в определенном смысле субкультура, сочетание балагана, цирка и поп-музыки.
Конкурс «Евровидение» продержится еще не один год. Я не думаю, что существуют какие-то грандиозные перспективы, потому что в Европе на самом деле есть значительно более громкие фестивали. Просто мы о них не знаем, потому что так или иначе до сих пор живем за железным занавесом. Есть, например, World Music Festival. Очень интересное шоу, о котором мы ничего не знаем, хотя наши команды участвуют в них и занимают неплохие места. Например, украинская группа «Гайдамаки» попала в шестерку наилучших на World Music Festival. Очень существенная победа, этот фестиваль котируется значительно больше, чем «Евровидение». Этот конкурс у нас популярен просто потому, что Украина стала участником Европейского языкового союза, а «Евровидение» попало на наши телеэкраны. Оно, безусловно, занимает свою нишу, но я бы не переоценивал его как музыкально-культурное явление, хотя недооценивать его также нельзя.
Десятка «Евровидения-2007»:
1. Сербия — 268 баллов
2. Украина — 235 баллов
3. Россия — 207 баллов
4. Турция — 163 балла
5. Болгария — 157 баллов
6. Беларусь — 145 баллов
7. Греция — 139 баллов
8. Армения — 138 баллов
9. Венгрия — 128 баллов
10. Молдова — 109 баллов