Лучшим фильмом фестиваля главное жюри признало драму «Дыхание» (Австрия). Режиссер Карл Марковиц, бывшая звезда сериала «Рекс», получил Гран-при, статуэтку «Скифский олень», диплом и 80 000 грн.
Приз за лучший полнометражный игровой фильм и 2500 долл. присудили фильму «Акации», режиссер Пабло Джорджелли (Аргентина, Испания), поощрительный диплом — «Комнате самоубийц», режиссер Ян Комаса (Польша).
Приз за лучший короткометражный игровой фильм и 2500 долл. достались «Побегу» (режиссер Виктор Карей, Испания), поощрительный диплом — «Девушке и охотнику» (Ядвига Ковальская, Швейцария). Приз за лучший студенческий фильм и 2500 долл. разделили фильмы «Коралл», режиссер Игнасио Чанетон (Аргентина) и «Веревка и кровь», режиссер Куба Чекай (Польша); дипломами за лучшую анимацию и за лучший документальный фильм поощрили «Галерею» Роберта Проха (Польша) и «В полночь» Клары Тасовской (Чехия). Приз имени Ива Монтана лучшему молодому актеру/актрисе и 1000 евро получила Алисия Викандер — исполнительница главной роли в фильме «Подъем» (Лиза Лангсет, Швеция).
Жюри национального конкурса «Панорама украинского кино 2010 — 2011» отдало диплом за остроту авторского высказывания фильму «Больныесукалюди» (режиссер Юрий Речинский), диплом за выразительный кинематографический язык — «Крови» Ирины Правило, а главный приз национального конкурса и премию 20 000 грн. — «Глухоте» Мирослава Слабошпицкого.
Жюри международной федерации киноклубов FICC присудило приз «Дон Кихот» «Молитве» (Эмма Бальказар, Дания), а особые награды — «Фактору Феллини» (Мирослава Хорошун, Украина) и «Кораллу», режиссер — Игнасио Чанетон (Аргентина). Экуменическое жюри поощрило своими призами полнометражную «Маленькую комнату» (режиссеры — Стефани Шуа и Вероник Реймон, Швейцария) и короткометражку «Защити нацию» (Кендис Рейсер, Южная Африка — Германия). Жюри международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ присудило главный диплом фильму «Дыхание», а Приз зрительских симпатий получил «Париж — Шанхай», режиссер Томас Кайе (Франция). Наконец, от собственно фестиваля «Молодость» были отмечены режиссер фильма «Вне игры» Наталья Пятыгина и исполнитель главной роли в фильме «Rock’n’Ball» Дмитрия Приходько Алексей Минько.
Всего во время «Молодости — 2011» на большом экране было показано более двух сотен фильмов. В конкурсе студенческих фильмов приняли участие 26 фильмов из 17 стран, в короткометражном конкурсе — 23 фильма из 19 стран, в полнометражном — 12 из 12 стран, в национальном конкурсе «Панорама украинского кино 2010 — 2011» — 21 фильм. Впервые за время существования фестиваля к участию в студенческом и короткометражном конкурсах приняты фильмы на цифровых носителях.
Более подробный отчет о «Молодости» — 41 смотрите в ближайших номерах нашей газеты.
«Украинские премьеры», French Connection, «Немецкая волна», «Новое русское кино», «Скандинавская панорама», «Польская школа анимации», «Программа польского документального кино», «Длинные ночи короткого метра: Германия», «Длинные ночи короткого метра: Франция», Фестиваль фестивалей — зрителям было из чего выбирать. Студенты и начинающие кинематографисты имели возможность посетить мастер-классы известных деятелей из разных сфер кино.
Отдельно следует отметить такие специальные события, как мультимедийный перформанс «Портреты», «Маня. История работницы табачной фабрики» — специальный кинопоказ немого фильма, где сыграла легендарная Пола Негри, в сопровождении камерного оркестра или ретроспективу известной французской актрисы Сандрин Боннер.
Что же касается конкурсов, то в обзорах студенческих и профессиональных короткометражных лент хватило интересных работ, однако, в конце концов, весомость любого фестивального состязания определяется по полнометражной категории.
В этом году в главной номинации преобладали камерные, семейные драмы, сюжеты которых двигались разными степенями несчастья героев. В «Считанных днях» (режиссер — Пиа Штрайтманн, Германия) погибает известная писательница, жена и мать, и теперь отцу и детям придется не только организовать достойные похороны, но и попытаться наладить отношения. В «Вулкане» (Рунар Рунарссон, Исландия — Дания) пожилой школьный уборщик, выйдя на пенсию, мучается не только с недружной семьей, но и с женой, которую разбил паралич. В «Безумно счастливой» (Анн Севитски, Норвегия) проблемы сразу в двух домах приводят к ряду скандалов и измен. В «Маленькой комнате» (Стефани Шуа, Вероник Реймон, Швейцария) молодые супруги пытаются справиться с потерей ребенка.
Недостатки этих картин тоже общие. Режиссерам явно не хватало дыхания, чтобы выдержать сюжет — во второй половине фильмы начинали «сыпаться», утрачивали динамику, актеры теряли стержень роли и прибегали к штампам, вообще же истории скатывались до стандартных, почти телевизионного формата мелодрам.
К сожалению, не стала событием «Земля забвения» (Михаль Боганим, Франция — Германия — Польша — Украина). На фильм возлагались большие надежды из-за того, что Михаль Боганим хорошо знакома с украинскими реалиями, ее талант получил одобрение на той же «Молодости», а главную роль играла прославленная Ольга Куриленко. Печально, но сюжет и герои оказались нежизнеспособными. Снято все хорошо, заметен профессионализм оператора, но есть проблема с актерами, большинство которых играют посредственно или с чрезмерным надрывом, говорят с акцентом как на русском, так и на украинском; разочаровала и Куриленко в драматическом амплуа. В самом сюжете множество неувязок, диалоги звучат искусственно.
«В зеркале» (Негар Азарбаяни, Иран) — типичный образец иранского социального кино. Заметно, что для режиссера снять фильм о двух женщинах, бросающих вызов устоявшимся исламистским нормам — одна работает водителем такси, другая ведет себя как мужчина, — было настоящим гражданским поступком. Учитывая то, как в Иране поступают с независимыми режиссерами, можно лишь пожелать удачи Азарбаяни — однако смелость намерений не обязательно способствует художественному качеству, а этим фильм похвастаться не может.
В «Подъеме» (Лиза Лангсет, Швеция) 20-летняя Катарина, жительница обнищалого предместья Гетеборга, бывшая порномодель, случайно находит клип «Реквиема» Моцарта в интернете. Девушку очаровывает звучание классической музыки. Стремясь отыскать другое «я», она устраивается на работу администратора в концертном зале, бросает своего парня, отворачивается от матери-пьяницы и старых друзей и начинает встречаться со старшим, женатым дирижером по имени Адам. Все было бы неплохо, однако режиссеру опять же не хватает сил сделать из перечисленных событий хорошее кино.
«Комната самоубийц» (Ян Комаса, Польша) — претензия на молодежный субкультурный фильм об эмо-самоубийцах, однако результат — вялая слезливая мелодрама с плохо нарисованными вставками компьютерной анимации.
К счастью, ближе к концу фестиваля появились достойные претенденты на главные награды, что, впрочем, и подтвердило жюри.
«Бычара» (Майкл Г. Роскам, Бельгия — Нидерланды) — психологическая драма в оболочке криминального триллера. История об обычаях и жизни так называемой гормональной мафии, пустившей корни в животноводстве Бельгии, оказывается грустным, даже трагическим повествованием о человеке, который до конца своих дней пытается компенсировать нанесенное ему в детстве увечье чрезмерной, «бычьей» силой. В стаде коров, накачанных, как и он, гормонами, Джекки — главный бык, «бычара», настолько же искусственный, как и они, но иного пути, кроме этой поддельной жизни, он просто не знает: его убивает в конечном итоге не увечье, а именно этот издавна заведенный порядок — и это действительно сюжет, достойный трагедийного наследия.
«Акации» (Пабло Джорджелли, Аргентина — Испания) уже имеют «Золотую камеру» за лучший дебют в Каннах, а на «Молодости» получили приз как лучший полнометражный фильм. Шофер-дальнобойщик Рубен (Герман Де Сильва) подбирает индианку-гуарани (Гебе Дуарте) с пятимесячной дочерью и везет их в Буэнос-Айрес — 500 километров через всю страну. Самое интересное — это то, что происходит между этими двумя очень разными людьми во время путешествия. Де Сильва и Дуарте делают осмысленным и ярким каждый миг существования их героев. Джорджелли идеально выстраивает повествование, удивляет мастерством в удержании ритма от первого до последнего кадра.
Лучшим фильмом фестиваля было вполне заслуженно признано «Дыхание» (Карл Марковиц, Австрия, 2010) — история о реабилитации 19-летнего заключенного Романа Коглера (Томас Шуберт).
Карл Марковиц прославился в свое время как исполнитель главной роли в детективном сериале «Рекс». Отойдя от телевизионной рутины, он неожиданно проявил себя сначала как серьезный актер, а «Дыханием» подтвердил и режиссерский талант. Из стандартного сюжета Марковицу удалось сделать роман воспитания в лучшем значении слова.
Юный Роман (Томас Шуберт) не может закрепиться ни на одной из работ (а занятость — обязательное условие досрочного освобождения), пока не находит себе подработку, шокирующую даже тюремщиков: в бюро ритуальных услуг.
Все здесь на своих местах: и Шуберт с его молчаливостью и внезапными выбросами саморазрушительной агрессии, и исполнители второстепенных ролей. Мы лишь в конце узнаем, как Роман совершил преступление и как звали его жертву, и эта сцена, выполненная, как и весь фильм, в приглушенных тонах, поражает больше, чем любая взрывная развязка. Внутреннее превращение героя показано скупыми, но точными мазками. Для каждого эпизода сцены найдены свои ракурсы, своя интонация, свой визуальный язык. В целом это на удивление зрелая, искусная работа.
В конечном итоге противостояние социального и интимного, возможно, невольно прочитывавшееся в конкурсе, разрешилось в пользу искусства именно в тех работах, где эти два самых важных компонента органично сочетались. Что же касается собственно «Молодости», то три талантливо снятых полных метра в главном конкурсе — далеко не самый худший результат.