“На днях завершилась эта прекрасная история. И поскольку этот мемориал, эта гора очень напоминающая затопленный собор, будет находиться здесь всегда, то и имя Глиэра будет пребывать рядом с известными композиторами вечно!”
Ив Гийам, секретарь Комитета по подводным названиям ЮНЕСКО, Монако
Началось сие драматическое действие (достойное научного триллера) под Рождество 2019 года, когда наша самая мобильная часть семейного коллектива мемориальной Музея-квартиры Р.М.Глиэра решила встретить третье десятилетие нового века буквально на противоположном конце Земного шара, на Гавайских островах. Кроме научной и познавательной задач, мы поставили цель расширить и так немалую географию исполнения музыки Глиэра укрепить, в частности предложить симфоническую поэму “Сирены” на тему подводного царства оркестру Гонолулу. И вдруг… название одного из университетских сайтов, посвящённого плаваниям научных судов к северу от Гавайев бросилось в глаза - “Глубоководная симфония”! В голове пронеслось “Как? Нас опередили?”. И первый визит после прилёта стал в Лабораторию подводной геологии Университета Гонолулу. Действительность оказалась ещё интереснее.
***
В 1959-1960 годах американский геолог У. Менард доступными тогда способами открыл, что дно океана между Гавайями и Аляской вовсе не плоское, как считалось ранее, а из него как средневековые крепости буквально торчат горы в сотни и тысячи метров высотой, но до поверхности они не доходят. Кратко скажем, что появление этого нового направления исследований крайне важно для безопасного плавания научных и военных подводных аппаратов.
На что же ушло у нас почти два года? Исключительно на заполнение двух заявок (одной ошибочной, другой победной) и их защиту (очную и заочную) перед высоким собранием из 30 международных экспертов (в основном из Азиатско-Тихоокеанского региона). Скажем сразу, что разобраться в этих 6-ти страничных англо-французских документах без специальных знаний гидрографии и океанологии просто невозможно. В идеальном случае, надо брать в союзники какую-то национальную организацию по профилю. В нашем случае этого содействия не было, и мы вынуждены были искать личные связи среди океанологов разных стран. На заключительном этапе ценные советы дал нам знаменитый ленинградский бард и - как выяснилось - классный специалист по геофизике Мирового океана, первый автор слов к “Гимну” Глиэра - Александр Городницкий.
Именно Александр Моисеевич успокоил нас по поводу корректности обозначения вершины Глиэра как особой категории: “гайот”, то есть древней (более 50 млн.лет) горы-вулкана, возвышающаяся над дном океана в данном районе не менее чем на 1000 м, конусообразной, но с плоской вершиной и не достигающей на сотни (иногда и на тысячи) метров поверхности воды. Таким образом, Гайот Глиэра в конце ноября стал первым и пока единственным гайотом в системе более чем 60 Гор Музыкантов. Аналогом такой горы на суше являются также редкие “столовые горы”.
***
Почему “Горы музыкантов” и кто теперь “соседи” Глиэра? Рискну предположить, что почти сотня погружённых вершин в этой части океана оказалась не случайно разбросанной группой, а если аккуратно соединить крайние её точки, то они образуют фигуру космического масштаба “арфы”, “колонна” которой протянулась с северо-запада на юго-восток почти на 1300 км.! Разве могли у учёных-первооткрывателей возникнуть ассоциации, иные чем с музыкой и музыкантами? Профессор Менард и его последователи постепенно заполнили карту подводного мира вполне достойными именами, оставив всё же некоторое количество “белых пятен” (полный список мировых композиторов можно посмотреть, открыв страницу “Musicians Seamounts” в английской Википедии.)
***
Как подлинный Творец, Рейнгольд Глиэр прежде всего своим трудом воздвиг немало памятников нерукотворных: 7 балетов, 5 опер, 20 симфонических сочинений, 5 крупных и сложных концерта, и многое иное почти из всех жанров. Будучи много лет “всесоюзным старостой” композиторов огромной страны, живя в Москве, Баку, Ташкенте, Свердловске, он создал достаточное количество произведений украинской тематики и мелодики, в том числе такую крупную форму как балет “Тарас Бульба”, так нигде никогда и не поставленный. Решающий вклад в культуру родного края был сделан уже маститым композитором, когда 1914 году Рейнгольд Морицевич стал на многие самые кровавые годы первым избранным ректором Киевской консерватории, создав украинскую композиторскую династию, которая живёт и развивается уже в нескольких поколениях.
***
Как бы теперь нам - потомкам - хотелось, чтоб хоть изредка на его родине, в обновляемом ландшафтном парке “Муромец” на Днепре звучали мощные и узнаваемые части всемирно исполняемой Третьей симфонии Глиэра - там, где уже пять лет стоит прекрасный памятник былинному богатырю. А по самой главной реке страны вновь плавал бы прогулочный теплоход “Композитор Глиэр”, давно ржавеющий в одном из затонов Херсонского речного порта!
Монумент самому композитору был бы крайне уместен в районе Бессарабской площади, где на Бассейной улице д.6 почти столетие простояла и теперь бесследно исчезла усадьба Глиеров - крупных производителей музыкальных инструментов в досоветском Киеве, где собственно родился и вырос Гольдик - будущий композитор, дирижёр, педагог и просто образцовый семьянин. Чем встретим 150-летие маэстро, которое наступит уже через короткие три года?