Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полесский «солоспів»

Современное продолжение тысячелетней истории
30 мая, 2006 - 19:33
ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА СОЛОСПИВА ЗА ПРИЗЫ НИНЫ МАТВИЕНКО В НОМИНАЦИИ АУТЕНТИЧНОЕ ПЕНИЕ ВЕРА ВОРОБЕЙ ИЗ СЛОВЕЧНОГО УЧИЛАСЬ ПЕТЬ У СВОИХ БАБУШЕК / ФОТО ВИТАЛИЯ БЕЛОВА И АЛЕКСЕИЯ КАВУНА

С детства слышал и знаю много украинских народных песен. Но, откровенно говоря, когда уже в зрелом возрасте довелось слышать пение Нины Матвиенко, не мог понять, откуда у нее такой глубокий тембр звучания, откуда такая сила голоса, который, вырвавшись из груди, будто поднимается ввысь, заполняет ее и зовет за собой. Став знаменитой, певица говорила, что благодарна за свой талант в первую очередь маме, передавшей ей в наследство голос и любовь к народной песне. А еще вспоминала, какими певучими были односельчане из Недилища, села в Емильчинском районе Житомирской области, где она родилась. Эти слова я не раз вспоминал на конкурсе «солоспіва» за приз ее имени, прошедшем в Емильчино в рамках фестиваля народного творчества «Поліське перевесло». Саму традицию собирания исполнительниц традиционного полесского сольного пения на своеобразные фестивали в родном селе начала сама Нина Матвиенко. Но на конкурс областного масштаба они приехали впервые. Это было скорее не пение в современном понимании этого слова — совсем юные девочки, постарше и совсем пожилые женщины выводили голосами что-то похожее на арии, но без музыкального сопровождения. Большинство конкурсанток были такие голосистые, еще и красивые, что можно было только посетовать на отсутствие в зале хоть кого-то из музыкальных продюсеров. Может, на отборе на Евровидение конкуренция была бы острее.

Суть особенности звучавшего пения специально для «Дня» объяснил специалист, преподаватель Житомирского училища культуры им. И. Огиенко, Мирон Грицевич, возглавлявший жюри конкурса. По его словам, полесское пение, особенно в северных районах Житомирщины, такое непревзойденное потому, что жители этих мест обычно очень музыкальны. И это в основном характерное грудное пение с неповторимым тембром — такой тембр не присущ пению в других регионах Украины. А еще отличается он чрезвычайной широтой и объемностью И это природное, а не искусственное пение. В конкурсе, сказал он, победителей награждали в номинациях как народного, так и аутентичного пения. По причине того, что именно аутентичное пение имеет свои значительные отличия и лучше отображает способ исполнения произведений наших далеких предков, — это в первую очередь открытый звук с особой артикуляцией губ. Победительница в этой номинации Вера Воробей из поселка Словечное Овруцкого района в интервью «Дню» рассказала, что начала петь, еще когда в школу не ходила — сидела возле своих бабушек, а род ее весь красиво пел, и вместе с ними выводила старые песни. Так и научилась демонстрировать свой голос, как делали бабушки. И сейчас она собирает старые народные песни, танцы, поговорки, обряды и потом исполняет их на сцене. Но все, что она поет, не записано на магнитофон (о CD и DVD-носителях и речи быть не может) — как она сказала, «все записывает в свою голову».

Хотя, в фондах Житомирского областного краеведческого музея хранятся магнитофонные записи многих старинных полесских песен — старший научный сотрудник отдела этнографии Валентина Невеская рассказала «Дню», что вместе с другими коллегами на протяжении многих лет собирала их в специальных экспедициях. Полесский «солоспів», по ее словам, имеет историю по меньшей мере в несколько тысячелетий — наши далекие предки по всей вероятности начали петь раньше, чем говорить, высказывая таким образом свои чувства и мысли. И именно на Полесье это пение сохранило свою первооснову. Но многие его образцы в повседневной жизни сейчас уже исчезли или исчезают. И чем дальше, тем тяжелее найти тех, кто поет именно аутентичные мелодии и слова. Кто знает, что такое «гукання», что такое «виводіння», то есть пение первым голосом и открытым звуком. Ведь в далекие времена на Полесье пели в чистом поле или в лесу, и именно в тех условиях сформировалась техника такого звука, которую тяжело воспроизвести в современных условиях. И все меньше тех, кто хочет этому научиться. А на новые фольклорные экспедиции не всегда находятся средства.

…В последнее время все чаще звучат слова о необходимости сохранения украинской идентичности. Но во многом дело сохранения сокровищ традиционного мировосприятия и самовыражения нашего народа во всем их региональном разнообразии остается делом немногочисленных энтузиастов. Которые за мизерную плату или совсем бесплатно пытаются вернуть нам то, без чего мы будем безликими стандартизованными существами рода homo sapiens. И не более.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ