Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пост — не диета

15 августа, 2005 - 19:14

В воскресенье начался Успенский пост, который продлится две недели. Он подготавливает православных христиан к достойной встрече одного из самых почитаемых праздников — Успения Божией Матери, который отмечается 28 августа. «Пост и молитву святые отцы называли двумя крыльями, на которых верующий поднимается к Богу, — отмечает иерей Димитрий (Познанский), настоятель храма преподобного Романа Сладкопевца (УПЦ). — Поскольку дух, душа и тело человека находятся в непосредственном взаимодействии, при помощи поста православные христиане ослабляют влияние плоти на душу, и, соответственно, влияние страстных душевных движений на дух — место, где встречаются человек с Богом. Присутствует в посте и момент жертвы — самоограничения. Однако необходимо помнить, что никакое самоограничение в еде не будет постом благоприятным, если будет сочетаться с гордыней, самопревозношением, уничижением ближних, обидами или завистью. В пост принято чаще бывать на богослужениях, особое внимание уделять молитве, милостыне, примирению с ближними, посещению больных и заключенных».

Согласно церковному уставу, Успенский пост является достаточно строгим: кроме общего запрета на любую пищу животного происхождения, в понедельник, среду и пятницу монахи воздерживаются от вареной пищи, во вторник и четверг разрешается употреблять вареную пищу без масла, а в субботу и воскресенье дозволена вареная пища с растительным маслом и вино. В праздник Преображения Господня (19 августа) разрешается также рыба. Для мирян, отмечает о. Димитрий, обыкновенно делаются послабления, в зависимости от физического здоровья и духовного возраста. Такие послабления согласовываются с духовником. «В большинстве случаев пост рассчитывается таким образом, чтобы не приводить человека к физическому изнеможению, способному сделать его мрачным, раздражительным, неспособным к труду и добродетелям. Пост не должен быть показным и лицемерным. Публичный пост не только не благоприятен, но и ведет к осуждению».

К сожалению, в последнее время в среде невоцерковленных людей распространился взгляд на православные посты, как средство для оздоровления, выведения шлаков из организма и т.д. На самом деле, говорит о. Димитрий, пост может быть как полезен, так и вреден для здоровья. «Пост — не диета, его предназначение находится исключительно в духовной сфере. Лишенный веры, молитвы и добродетели, пост напрасен и не имеет никакого смысла».

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ