Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поющие... картины

На выставке Галины Григорьевой «Лейтмотив», представленной в галерее «КалитаАртКлуб», можно отыскать архетип рая, кристальную мудрость и молодой драйв....
24 октября, 2013 - 11:36
«КОНЦЕРТ ВИВАЛЬДИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ»

«Концерт Вивальди для фортепиано с оркестром», «Трио Моцарта», «Концерт при свечах», «Гайдн. Прощальная симфония» — в белой тишине выставочного зала играют нарисованные музыканты, каждая линия выводит свою мелодию, а цветовая гамма складывается в аккорды.

Автор «поющих» картин — Галина Григорьева. Родилась в Киеве (в 1933 году), окончила Киевский художественный институт, а ее первым и главным учителем был отец — известный живописец Сергей Григорьев. Ее творческой манере присуще тихое сияние свободы и любви к изображаемому предмету. В 1960-е годы, в период мощного всплеска музыкальной, художественной, литературной жизни Киева, создала серию акварелей, посвященных музыке. «Когда сын Иван нашел в мастерской мои акварели 1960-х и привез мне, они меня поразили молодым драйвом! И я решила написать на них отклик в технике левкаса»,  —  рассказала художница.

Еще одна тема выставки: цветы и травы, деревья и озера — остановленные мгновения затерянного для жителей мегаполисов мира земной природы на картинах «Днепровская затока» и «Яблоневая ветка», «Одуванчики» и «Сад». Вот на мостках над водой две девочки, одна заглядывает в банку, где плавает золотая рыбка, а другая, грациозно изогнувшись, наблюдает рыб в реке («Золотая рыбка»). Радуга философских смыслов открывается в полотнах «Натюрморт с гобеленом Матисса», «Вспоминая помпейские фрески», «Бегающие и прыгающие». 

 «ЯБЛОНЕВАЯ ВЕТКА»

Название выставки определяет ведущий мотив творчества художницы: «просто, мудро жить», искать вдохновения в природе и музыке, быть зорким и требовательным к себе. Каждая ее новая выставка — новая высота, которая позволяет зрителю приблизиться, прикоснуться, прислушаться к красоте мира.

— На этой выставке все темы кажутся настолько живительными, теплыми, родными, востребованными, что невозможно не испытать ощущение чего-то давно ожидаемого, необходимого нам, — подчеркнул художник и арт-критик Дмитрий КОРСУНЬ. —  Это прекрасная школа фрески — София Киевская, это Канев с его водами и затоками — место, роскошное для души. В Каневе прошло детство художницы, и корневое ощущение украинской речи, украинского пространства, украинского детства присутствует в каждом холсте. Они по-настоящему высокохудожественные и сделаны очень честно: когда художник уничтожает несколько вариантов перед тем, как прийти к окончательному — самому лучшему, добиваясь классического звучания работы. Такая дисциплина, привитая старой школой, сегодня очень редкое для нашего художественного мира качество. И еще выставка — словно начало и конец времен: можно отыскать и 1930-е годы, и 1950-е, и 1960-е, и наше время, здесь «смыкаются, как воды, времена» (Арсений Тарковский).

— В работах Галины Григорьевой мне нравится мягкость, которая идет от глубокого доверия художника к себе. Нет агрессии и насилия — ни над картиной, ни над собой, ни над зрителем, — сказал художник Темо СВИРЕЛИ. — Из этого возникает созерцательный момент соприкосновения с миром, внутренняя гармония и природная интеллигентность ее картин.

— Наступил определенный момент во времени, когда я с мамой оказался не то чтобы на равных, но она консультируется со мной в процессе работы, — признался  художник Иван ГРИГОРЬЕВ, сын Галины Григорьевой. — А у нее процесс происходит на таком уровне, что как бы ни развивался замысел, все сходится в цельность и завершенность. Мама невероятно удивляет своей силой рисования! Ее работы очень современные, в них есть то, чего сегодня не хватает: не «самовыразился», не «я так вижу», а есть истина, которая проливается на человека, и если ты способен быть посредником, то можешь транслировать вселенскую правду, раскрыть ее для зрителя. Музыкальная серия живописных работ — реплика на прошедшее время, по-моему, здорово получилась. Тот этап прошел, и, как говорят восточные мудрецы: «Тогда я был таким». Но иногда возможно возвращение: увидеть по-новому свое же собственное качество — непростая задача, и у мамы это вышло как откровение.

— Когда смотришь на картины Галины Григорьевой, возникает впечатление, известное как дежавю, — заметил искусствовед Олег СИДОР-ГИБЕЛИНДА.  — Это происходит из-за присутствия определенного архетипа абсолютной гармонии, ощущения утраченного рая, когда люди растворялись в окружающей природе, а прекрасные женщины возлежали на берегу реки. Открытием для меня стали музыкальные сюжеты шестидесятых, где в симфонии Моцарта, Вивальди, Гайдна дерзко вплетены современные ритмы. Художница живет в двух равно сопоставимых сферах бытия: отдохновение на берегу реки и вкушение даров искусств, слушание музыки в цивилизованном контексте. И между этими сферами нет противоречия, они взаимосвязаны, потому что вся природа пропитана музыкой. Творчество Григорьевой — это абсолютная уверенность кисти, спокойная ясность, кристальность и прозрачность...

Ольга САВИЦКАЯ, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ