Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пожелтевшие листья — как человек с опытом,

считает японский мастер икебаны
3 октября, 2001 - 00:00

В Украинском доме состоялась демонстрация традиционной аранжировки цветов, которую проводили профессор школы Икенобо Ито Масао и госпожа Ямада Мидори. Зрители могли наблюдать процесс создания чуда под названием «икебана». Это были композиции от традиционной «рикки» — до более современных направлений. «Рикка» была основной формой икебаны до ХII века. В буквальном переводе слово означает цветы, которые стоят. Ветки и цветы в этой композиции направлены кверху и символизируют судьбу. В них чаще всего присутствует сосна или кедр, криптомерия или бамбук. В композиции не должно быть больше 9 элементов и больше 5 видов растений. «Рикка» показывала красоту японского пейзажа: горные склоны на побережье, места вблизи Киото.

Очень долго готовится материал для икебаны, хотя создание самой композиции занимает несколько минут. Например, в зале, лишь за полтора часа, появилось десять не похожих друг на друга композиций. Господин профессор отметил: «Очень важным в создании икебаны является подбор материала — найти, заметить интересные прямые линии. Аранжировщик может потратить день на его поиски. Однако на этот раз времени было маловато, поэтому материал предоставлен Киевским ботаническим садом».

Традиционная композиция — это точные формы. Как отметил Ито Масао, он делает икебану, когда к нему приходит вдохновение с неба, спонтанно сделать хорошую композицию практически не возможно.

«Для своих произведений я беру любой материал, — сказал господин Ито. —Например, пожелтевшие, даже немножко поврежденные листья, могут быть более информативными. Это как опыт старого человека — он в возрасте, однако борется за жизнь, и ему есть о чем рассказать молодым».

Главное в японском искусстве — это идея непрерывной жизни и рост жизненной силы. Название «икебана» происходит от слов «икери» — живой и «ихана/бана» — «цветок». По-японски это означает «помочь цветам проявить себя». Искусство икебаны исповедует любовь к линии, пытаясь передать ее безупречность и подчеркнуть ее естественность. В икебану входят три основных компонента: естественный материал, ваза и кендзан (приспособление для закрепления композиции). Для создания икебаны чаще всего используются несколько веток дерева или кустов вместе с цветами. Для аранжировки используют крепкие нераскрытые бутоны.

Японская школа «Икенобо» имеет 500-летнюю историю. Она берет свое начало из храма Раккакудо в Киото, основанного в честь буддистской богини милосердия — Нерин Каннон принцем Сетоку. «Икенобо» — это дословно «келья (бо) возле пруда (ике)». Имеется в виду пруд, в котором когда-то омывался принц Сетоку. Теперь выросло уже 45-е поколение мастеров икебаны.

В Роноккадо 45 монахов носили имя Икенобо, они учили искусству других и положили начало икебаны. Искусство икебаны поначалу было доступно преимущественно почтенным людям и исключительно мужчинам, однако с ХVII века оно стало доступным уже более широким слоям населения. Его замечательно освоили женщины. В частности, на субботней демонстрации именно они помогали профессору Ито Масао создавать его маленькое чудо. Сегодня школа Икенобо начисляет 3 млн. учеников, 400 из которых проживают в СНГ. И все больше приверженцев этого искусства появляется также и в Украине.

Прогресс в аранжировке цветов произошел во времена Йошимаса, который отказался от сложных архитектурных стилей и в сотрудничестве с художником Сомаи разработал простые правила икебаны. Он стремился дать каждому возможность наслаждаться ее красотой. Новый тип аранжировки получил название «сейва».

В ХVI веке появился свободный стиль аранжировки «нагеире»: цветы могут касаться краев вазы, их можно располагать более естественно, не такое строгое отношение к растительному материалу. Цель — показать красоту любого материала.

В ХVII веке появился стиль «сека» или «сейка», который стал противовесом пышной «рикке». Он развился под влиянием ден-буддизма и чайной церемонии, и хотя сложен для обучения, но достаточно популярен.

В ХIХ веке — стиль «морибана», на создание которого повлияла культура Запада. Его последователи стремятся воспроизвести красоту пейзажа в миниатюре и сочетают элементы «рикки» и «нагеире».

Секрет создания икебаны — формирование двух противоположных движений — привлекательности и отвращения, которые есть в душе человека. Использовав силу каждой ветки и каждого цветка, объединив их размеры, формы и цвета, получаем единое целое.

В завершение демонстрации профессор Ито Масао создал две композиции, символизировавшие два флага — японский и украинский. Он закончил свой показ словами: «Икебана — это искусство без границ, поэтому изучайте икебану, мыслите через икебану, дружите через икебану».

Леся ШАПОВАЛ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ