Украинский живописец Андрей Цой родился в 1971 году в российском Мурманске. Окончил Государственное художественное училище им. Е. Вучетича (Днипро, 1990), Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (Киев, 1997), сейчас преподает там же. Провел персональные выставки в Ванкувере (Канада, 2005) и Вильнюсе (Литва, 2007). Член Всеукраинского творческого союза художников «БЖ-АРТ».
Сразу следует отметить, что «Фетиш» — это искусно выполненная салонная живопись. Все, что нужно для качественного «салона», здесь есть: обилие золотой краски, четкая предметность, цитаты из старинных гравюр или поп-артовских образов вплоть до Микки-Мауса, красивые птички и таинственные лица, церковные чаши, иностранные надписи и буквы, метафизические мотивы, патетические названия наподобие Solus или Stella Maris. И не было бы о чем говорить, если бы не контекст.
«Квадрат» в «Липках» стоит не одну тысячу, площадь должна работать, поэтому Nebo не является арт-галереей в чистом виде. Она также выполняет функции книжно-дизайнерского магазина, гостиной, багетной мастерской и художественной школы для детей. Столы и стенды с товарами, большие мягкие кресла, десятки мольбертов — полотна полностью теряются в столь загроможденном и в целом небольшом интерьере. Но ситуация неспешного визуального взаимодействия в паре «зритель — автор», очевидно, и не предусматривалась.
Потому что в действительности и выставка, и галерея, чье название из-за написания латиницей больше похоже на торговый бренд (милосердно опустим отсутствие украиноязычного варианта на их русско-английском сайте), является составляющими определенной философии жизни. Ведь Nebo расположено в новом квартале «Новопечерские Липки». Это типичное заоблачно дорогое «элитное жилье» из рекламы — целая колония высоток, спрятанных за советской застройкой. Этот район — настоящий город в городе, куда въезд возможен только через шлагбаумы, а вход — через калитку с электронным замком, где на каждом углу стоит охрана. Отсюда можно и не выходить вообще, потому что здесь есть все — свои рестораны, парикмахерские, супермаркеты, парки, спорткомплексы.
Каким же быть искусству в таком месте? Именно таким. Максимально ярким, умеренно загадочным по содержанию, узнаваемым в деталях — комфортным, одно слово. Но ситуацию спасает название. Оно предельно честное: салонные картины и являются фетишем, они пишутся для богатых и покупаются ими, чтобы «сделать себе красиво». Да и что такое наш недозрелый капитализм, как не сплошной культ фетиша, в котором, по большому счету, нет разницы между новой мобилкой, очередным джипом или картиной модного художника?
Неизвестно, вкладывал ли какой-то дополнительный смысл Андрей Цой, называя экспозицию именно так. Тем не менее, у него вышел довольно иронический жест.
Однако, чтобы сполна оценить эту иронию, нужно подняться с метро «Дружбы народов» на засоренный шумный перекресток, спросить дорогу у замерзших бабушек, торгующих с земли копеечным товаром, пройтись среди обшарпанных киосков и убогих хрущоб, пару раз поскользнуться на нечищеных тротуарах, спросить разрешения на проход у мрачных верзил в черных униформах на КПП.
Вот тогда «Фетиш» и заиграет своими НАСТОЯЩИМИ красками.
Выставка открыта для посещения до 25 декабря.