Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник молитв

В Киеве прошел V Международный фестиваль литургической музыки «Через столетия и страны»
22 декабря, 2009 - 20:27

Программы феста проходили в столичных храмах разных религиозных конфессий: римско-католической, православной и протестантской. В концертах приняли участие ведущие отечественные коллективы: Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского (художественный руководитель В. Иконник-Захарченко), камерный хор «Кредо» (Б. Плиш), Ансамбль Schola Cantorum Danariana, а также солисты: Ольга Дмитренко (орган), Нина Сиваченко (скрипка) и зарубежные гости. Исполнялись духовные произведения (мессы и литургии) европейских и американских композиторов разных эпох: от XVII столетия до наших дней.

Первый день фестиваля прошел во Всемирный день палеативной (хосписной) помощи в Соборе святого Александра. Прозвучало произведение «Альтернатим-месса» итальянского композитора XVII века Л. Виадани в исполнении вокального мужского ансамбля Schola Cantorum Danariana и солистки Татьяны Польт-Луценко (сопрано, Швейцария). В произведении были использованы традиции старинного католического богослужения.

Мужской ансамбль из Грузии «Сахиоба» исполнил распевы Грузинской православной церкви. Руководитель коллектива Малхаз Эркванидзе привез в нашу столицу старинную икону (IV в.) «Спас нерукотворный», которая экспонировалась в Киево-Печерской лавре.

Интересную концертную программу подготовил почетный гость фестиваля Роман Перуцкий (Польша), который является главным органистом Оливского собора и профессором Гданьской музыкальной академии. В тот вечер в исполнении Перуцкого впервые в Украине прозвучали такие произведения, как: Ф. Мендельсон-Бартольди «Соната # 6» (на мелодию хорала «Отче наш»), литургическая сюита «Памяти Фрескобальди» французского композитора ХХ века Жана Лангле, а также вариации на тему «Святой Боже» польского композитора Мечислава Сужинского, работавшего органистом в киевском римско-католическом костеле святого Александра в начале ХХ века.

Для студентов НМАУ гости феста провели мастер-классы. А на выставке Матвея Вайсберга были представлены два цикла: «Семь дней» и «Иудейская пустыня». Перед открытием вернисажа в художественной галерее Киево-Печерской лавры органистка Ольга Дмитренко и скрипачка Нина Сиваченко исполнили «Скрипичную сонату» Баха и произведения Мессиана.

На детском концерте духовной музыки выступили талантливые маленькие музыканты разных вероисповеданий и стран, одетые в национальные костюмы Австрии, Кореи, Польши, Конго и Украины (концерт прошел в храме святого Василия Великого).

Состоялась мировая премьера «Чернобыльской литургии» украинского церковного композитора и музыковеда Ионафана Елецкого. Это произведение исполнил камерный хор «Кредо» в костеле святого Николая.

Несмотря на финансовые проблемы, фест все же состоялся. Знаковыми стали последние строки «Чичестерских псалмов» Леонарда Бернстайна, прозвучавших в исполнении Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского: «Як добре, як гарно, коли брати живуть разом». Призыв к единству разных религиозных конфессий — главная цель фестиваля...

Ольга ПРИНДЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ