Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Премьера перед гастролями

22 августа, 2002 - 00:00

Украинский слушатель любит музыку этого композитора, большой успех всегда имели его «Славянские танцы», Симфония №5 (9) («Из нового мира»). Дворжак оставил меломанам в наследие и кантатно-ораториальные произведения на духовные католические тексты. В них он касается двух полярных сфер чувств: с одной стороны чувства скорби, светлой печали, смиренной печали, с другой — полное сердечного тепла воспевания жизни. Такой есть кантата «Скорбная Богоматерь», которая написана под впечатлением ужасных событий в личной жизни: друг за другом умерли его трое детей. По своему характеру она напоминает «Немецкий реквием» Й. Брамса. «Реквием» — одно из поздних произведений Дворжака (1890), написан под влиянием тесной творческой дружбы с Й. Брамсом и посвящен именно ему — другу и покровителю, который в 1873 году позаботился о необходимой государственной стипендии и денежной премии для маэстро и предложил его произведения своему издателю.

С 1890 года Дворжак много гастролировал как дирижер со своими произведениями: Лондон, Берлин, Париж, Будапешт, Нью- Йорк... С успехом исполнялись его Первая и Третья симфонии, Симфонические вариации на собственную тему, «Славянская рапсодия» и другие произведения, среди которых — «Реквием».

В «Реквиеме» органически сплелись традиционный латинский текст и форма со славянской мелодикой. Мелодичная щедрость и эмоциональная непосредственность, огненный темперамент в единении с ласковой сердечностью и сдержанностью, напевные подголоски, присущие славянской музыке, тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование свойств инструмента — таковы особенности этой музыки.

Капелла «Думка» под руководством Евгения Савчука, симфонический оркестр Национальной филармонии Украины (дирижер Николай Дядюра) и солисты Национальной оперы Украины Светлана Добронравова (сопрано), Людмила Юрченко (меццо- сопрано), Александр Дяченко (тенор), Валентин Пивоваров (бас) создали чрезвычайно гармоничный ансамбль. Полно и эмоционально взвешено звучали все группы хора, динамичная градация нюансов текла идеально от хрупкого пиано к мощному фортиссимо, тембровая расцветка каждого регистра дополняла многогранную гармонию всего полотна. В тембровом единстве прозвучали партии соло тенора и баса, приятно поражая сочной и многогранной расцветкой голосов, мужской дуэт Валентина Пивоварова и Александра Дяченко пленил аудиторию. Как всегда бархатно прозвучал голос Людмилы Юрченко, а в ансамбле с тенором и басом — ровно, с глубоким драматизмом. В дуэтах Светланы Добронравовой и Людмилы Юрченко чувствуется многолетний опыт пения вместе, профессионализм и высокий уровень исполнения.

Но если капелла «Думка» имеет большой творческой опыт (80 лет с момента создания), то оркестр Национальной филармонии молодой. В 1995 году в этот новый коллектив вошли студенты и недавние выпускники Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского и оркестр тогда звучал несколько пестро. Сейчас это высокопрофессиональный коллектив, который дышит, создает и звучит в ритме, заданном талантливым дирижером М. Дядюрой. Каждый год музыканты готовят интересные программы, много гастролируют. Сейчас коллектив вместе с капеллой «Думка» и солистами оперы выступают во Франции, где исполняют дворжаковский «Реквием» на двух традиционных музыкальных фестивалях в городе Ля Шез Дю и на родине композитора Г. Берлиоза в городе Ля Кот Ст. Андрэ.

Елена ПОЛАТАЙКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ