Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Причудливая правда

«...Той, що пішки прийшов» — так назвал Владимир Кальненко свою выставку
28 января, 2009 - 18:52
ВЛАДИМИР КАЛЬНЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ О СИМВОЛИКЕ СВОИХ РАБОТ / ФОТО БОГДАНА КАЛИНОВСКОГО

Конь у него может быть зеленым, кукушка — иметь бюст Русланы Писанки, а коза — ходить по стенам вниз головой. Такой предстает Украина на полотнах Владимира Кальненко, чья выставка проходит в галерее «Світлиця».

Это уже третья персональная выставка мастера в Украине. «Той, що пішки прийшов» — с намеком на собственноручно сделанную и привезенную из бывшего Ленинграда копию посмертной маски Тараса Шевченко. Всего было двадцать три выставки, и художник оптимистично надеется перейти за третий десяток. Есть основания — хотя за день до открытия Владимир Иванович отпраздновал свое 65-летие, но собственный оригинальный стиль в искусстве нашел не так давно. Искусствоведы назвали его «неофольклором».

Картины Кальненко не имеют сюжета в его традиционном понимании. Художник свободно совмещает тематически не связанные образы (голову коня, маки и крошечную фигурку ангела, или керамические свистки, кресты и языческого божка), вызывая у зрителя водоворот ассоциаций, подхлестывая его воображение названиями: «...І тільки той коня осідлає, хто ще трохи в садку постоїть» или же «Чатуй!» (Старое кладбище гончаров в Опишном)». Его картины — это причудливые образы снов, в которых действительность переворачивается невозможным образом, и от этого становится проще и понятнее. Вместе на выставке — 18 живописных работ.

Единственное, с чем стилистически связана живопись Кальненко, — народная картина, но без декоративности на манер Приймаченко. Владимир развивает не внешнее, а внутреннее — образность народной картины, ее связь с миром воображения. Художник создает живопись на сугубо украинской культурной почве, без инородных примесей — как в образах, в пространственных решениях, так и в колорите. Если бы нужно было представить Украину в живописи чем-то таким же неповторимым, как братья Кличко в спорте или борщ в кулинарии, следовало бы взять работы Кальненко. Его живопись украинская — и по уровню исполнения, и по смысловой нагрузке — и при этом профессиональна.

В юности Владимир Кальненко считался одним из лучших в бывшем СССР копировщиков признанных мастеров кисти (на выставке можно увидеть его копии Рембрандта и В. Серова, каждая стоимостью под 100 тыс. грн.). Как художник Владимир сформировался в городе на Неве. В 1970 г. закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, а в 1976—1986 гг. преподавал натурную живопись в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. Но всегда и везде тематика его работ была украинской — от дипломной работы «Гоголь» (1970 г., исчезнувшая с выставки в 1971 г.) до «Папа Римський говорить українською» (2001 г., ныне хранится в г. Торонто, Канада).

Особая тема — колорит работ мастера. В начале своего творческого пути художник наследовал народные картины («Кохання-кохання»), а теперь он дает каждому полотну четкую колористическую доминанту, причем иногда один-два цвета формируют целую картину. В качестве примера — доминирование глубокого синего в последних работах художника «... Летіла зозуля...» и «...Ой на Івана, ой на Купала...»

С композицией Кальненко также ведет себя свободно, отбрасывая все виды перспективы. Как в наскальных рисунках, как в русских миниатюрах, он размером выделяет центральный смысловой образ. Остальное просто обрамляет и подчеркивают его («...Ой ходив чумак сім літ»). Это другой вид авангарда — смешивание образов, нагромождение идей — который сегодня довольно часто используется в живописи. Но художники новой генерации на обозначение украинства берут поздние символы: орнаменты, государственную или казацкую символику, литературные образы... Символика Владимира Кальненко более глубокая и более украинская по сути: «герои» его картин — фольклорные образы, более давние, чем труды историков, литература, и даже казачество во всех его видах.

Это не подвиг — быть патриотом в современной Украине, но Владимир Кальненко является им. Значительно тяжелее было оставаться им в Ленинграде, в 1970—1980 годах, ночами в мастерской собирая украинцев для чтений стихов Шевченко. Но Владимир Кальненко сделал и это. Его живописные полотна — следствие творческого поиска нескольких десятилетий. В этом его особенность... У художников имя либо бежит впереди человека, преувеличивая его талант, либо наоборот — талантливый художник не имеет той славы, которой достоин. Так не должно быть. Откройте для себя имя, цвет и образы Владимира Кальненко, чтобы наши сны стали ярче. Выставка продолжается до 8 февраля.

Оксана САМАРА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ