Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пришельцы» в музее

«Искусство украинских шестидесятников...» в Киеве
24 декабря, 2015 - 10:32

Проект показали в Национальном художественном музее Украины, подготовили совместно с фондом Stedley Art Foundation. В пяти блоках представлены 23 автора, около 100 живописных и графических произведений из музейных и частных коллекций, архивные материалы. Также организаторы проекта «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея» планируют устраивать дискуссии, кинопоказы, лекции, встречи с интересными личностями.

РУКИ И СХЕМЫ

Кураторы выставки Ольга Балашова, Лизавета Герман и Мария Ланько собрали работы, которые до этого невозможно было увидеть вместе. В частности, в Киеве впервые показывают коллажи и эскизы Вилена Барского.

Другие уникальные экспонаты — с десяток шифров из «Книг схем» известного монументалиста Валерия Ламаха. Этот художник оформил много публичных мест в Киеве и регионах Украины, но magnum opus художника были «Книги схем», теоретический философско-художественный труд, который он писал от руки и в стол. Как рассказывает Лизавета Герман, «Книги схем» — это попытка рассмотреть историю искусства от архаики до Ильи Репина через авторскую систему знаков. 

КОСМИЧЕСКИЕ ХУДОЖНИКИ

Шестидесятники нередко пытались воспроизвести — в своих «нелегальных» поисках — определенную систему мироздания, познать космос. Работы ужгородца Павла Бедзира и одессита Олега Соколова пересекались по смыслам, хоть художники и не знали друг друга. Бедзир в некоторых своих как бы абстрактных работах стремился постичь структуру космоса. А мистик Соколов воспринимал космос как олицетворение гармонии Вселенной. В творчестве Олег Соколов стремился к синтезу цвета, музыки, поэзии.


АВТОПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ДУБОВИКА, СОЗДАННЫЙ В 1967 ГОДУ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Сплав» искусств пытался найти и Флориан Юрьев. В свое время художник хотел разработать язык, базирующийся на цвете. Дело в том, что мать Юрьева была тунгуской, а у тунгусов нет письменности, поэтому художник хотел ее создать. Работы Флориана Юрьева, представленные на выставке в НХМУ, связаны с экспериментами в светомузыке и светопоэзии.

«МНОГО ПОТЕРЯНО И НЕДОСТУПНО»

Выставка в Национальном художественном музее является продолжением исследования «Искусство украинских шестидесятников» — книги, которую этой весной представило издательство «Основы». Проект является эскизом к долгожданному музею современного искусства — его экспозицию кураторы предлагают начинать именно с шестидесятников. Вообще, проблема несоздания упомянутого музея — важный компонент выставки. Мария Ланько акцентирует: «Многое из наработок шестидесятников уже потеряно и недоступно.  Этот период заслуживает более внимательного отношения и единого музейного пространства».

Шестидесятники со своими космическими поисками были настоящими пришельцами в Советском Союзе. Разного возраста и убеждений, с разными вкусами и интересами, этих художников объединило время, когда они бурно экспериментировали. Через схемы и образы-ключи шестидесятники пытались создать модель идеального мира и, возможно, так приручить дикую реальность.

Увидеть неизвестные произведения художников-нонконформистов можно на выставке «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея», которая продлится в НХМУ до 21 февраля.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ