Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Процесс изготовления куклы снимает стресс и напряжение

В Киеве проходит выставка работ веб-проекта «Рукотвори»
9 августа, 2011 - 19:54
ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯВЦЕВОЙ

Популяризация народного искусства — такую цель ставили перед собой организаторы I Всеукраинского конкурса на лучшую традиционную куклу, финал которого состоялся в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» и возымел продолжение в выставке. Организовывал действо веб-проект «Рукотвори».

На конкурс было прислано около 80 работ 37 мастериц из десяти областей Украины. Согласно условиям, были определены четкие требования: куклы — только из натуральных тканей и украшены ручной вышивкой, их высота должна была достигать 30 см, а на лице обязательно должен быть крест — символ солнца. В технике исполнения мастеров не ограничивали: присылали и ляльки-мотанки, и узловые, и крученые. Однако конкурс должен был показать общественности украинскую куклу не как оберег или игрушку, а как коллекционную и подарочную вещь.

Идея организации конкурса принадлежала отцу Андрею Твердохлибу и мастерице Екатерине Орловой-Гузовой.

— После рождения сына мне очень хотелось заниматься рукоделием, — рассказала «Дню» Е. Орлова-Гузовая. — А создание кукол — это единственный вид рукоделия, где не используются детали, которые могут повредить детям: иглы, булавки, а ножницы можно использовать с круглыми концами. Впрочем, для меня это переросло в нечто большее. В Украине много мастеров, работающих над куклами, однако практически нет пространства, где бы они могли пообщаться, обменяться мнениями и опытом. Именно поэтому у меня возникла идея конкурса, чтобы объединить мастеров, дать толчок начинающим, создать пространство для общения.

— Выбрать среди кукол было трудно, — рассказала организатор конкурса, директор веб-проекта «Рукотвори» Екатерина Качур. — Все они уникальны, каждая имеет свою неповторимую энергетику, потому в этом году мы определяли не трех победителей, а три направления развития.

Среди направлений развития — три куклы: кукла-мотанка, узловая кукла и крученая. Мотанку изготовить проще и быстрее всего. Ее делают лишь с помощью наматывания ткани. Узловая кукла когда-то носила обереговый характер. Ее изготовляли с помощью завязывания узлов на ручках, внутри куклы. На каждый узелок при этом что-то заговаривали, закладывали значение оберегов. Крученую обычно делали для младенцев и клали ее в колыбель, чтобы злые духи не тревожили ребенка.

— Куклы-мотанки делают из натуральных материалов: льняных, конопляных, хлопковых тканей. Они более желательны и полезны для ребенка. В такой кукле можно закладывать разный характер. Несмотря на то, что у них отсутствует лицо, они имеют широкую игровую палитру для ребенка. Это отмечено и специалистами — педагогами, психологами: кукла, у которой нет лица или есть только намек на него, передает широкую гамму настроения. Ребенку хорошо играть с ней в ролевые игры: дочки-матери, например. Эту культуру, это понимание нужно распространять среди родителей, дедушек, бабушек, чтобы они не бросались и не покупали массово Барби. Это совершенно другие пластиковые куклы, которые, с одной стороны, несут чуждые нам образы, а с другой — не предназначены по возрасту. Барби подходит для девочек 10—12 лет, так как это кукла взрослая. Покупать Барби трехлетнему ребенку — это нонсенс, — убежден член жюри, член Национального союза мастеров народного искусства Украины Юрий МЕЛЬНИЧУК. — Однако у нас на конкурсе — не игровые куклы и не обрядовые, а те, которые могут пополнить любую коллекцию. В этих куклах много ручного труда: и вышивка, и ткачество, и изготовление цветов. Куклы наших мастериц отражают специфику историко-этнографических регионов. В частности, сестры Катриченко каждое свое творение одевают в колорит определенного региона: это вышивка с выразительным узором на юбке, уместно подобранные головные уборы, аксессуары. Мы отметили куклу-лемкиню, полтавку.

— Мне приятно, что именно Полтаве досталось много призовых мест, — гордится Алла Маркарьян, мастерица художественной резьбы по дереву с Полтавщины, которой в этом году удалось выйти в финалисты. — Я стараюсь делать серьезные изделия и не трачу время на ритуальную куклу. Мои работы покупают коллекционеры, люди, которым нравятся мои вещи, но это, к сожалению, бывает не так часто. Использую современную и дорогую ткань. Я понимаю, что так женщины из сел не ходили, но из истории знаем, что панянки ходили в шелках, в атласах, в парче, бархате. Нельзя отрицать, что у нас не было богатых, состоятельных женщин, которые не имели хорошего вкуса, потому я изображаю женщину-панянку. Такие вот конкурсы, как этот, всегда дают какие-то импульсы, особенно для мастеров, которые могут набрать для себя силы, обрести уверенность, вдохновение на новые разработки и достижения. Как певец должен петь со сцены, чтобы иметь сценический опыт, так работающий художник, мастер должен показывать свои изделия, чтобы они продолжали жить. Ведь искусство принадлежит не только нам, искусство — как какие-то отметки для тех, кто идет за нами. Искусство показывает то, что чувствует наша душа. И если наша душа болеет, это всегда видно.

Удалось сделать первые самые простые куклы-мотанки и нам. Мастерица Екатерина Орлова-Гузовая показала мастер-класс. Кукломания, в последние годы захватившая страну, передалась и нам: процесс изготовления действительно снимает стресс и напряжение. Если верить легендам, то традиционные украинские куклы обладают уникальной энергетикой. Украинцы верили, например, что если замужняя женщина, не имеющая детей, будет играться такой куклой, она обязательно родит малыша. Дарили мотанок и молодым на свадьбу, чтобы они продолжали здоровый род. Кстати, современные свадебные куклы на машинах — продолжение украинской традиции. Кроме того, кукла могла быть оберегом, который даже ставили возле икон. Сейчас же хотят показать украинскую традиционную куклу также как элемент декоративности, что может украсить выставку любого коллекционера.

Выставка финалистов конкурса будет действовать до 25 августа в НЦНК «Музей Ивана Гончара».

Алла САДОВНИК, Ярослава ТИМОЩУК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ