«Колесо» — один из немногих театров, который давно и с успехом работает с Австрийским культурным форумом. Спектакль «Женщины Моцарта» — четвертый в этом ряду. До этого зрители могли увидеть пару постановок по пьесам Петера Хандке — «Скандал с публикой» и «Каспар», а также спектакль «Минувшие дела» по произведению австрийского классика Йоганна Нестроя.
«Женщины Моцарта» Феликса Миттерера — пьеса, что называется «из-под пера». Она была написана специально к юбилею композитора, который будет праздноваться в этом году. «Веберы» — именно так в оригинале называется пьеса, успели поставить только в Вене, где премьера состоялась в августе. И вот теперь спектакль «Женщины Моцарта» увидели киевляне. Разница в восприятии драматургического материала у жителей Вены и Киева — очевидна. Для нас Моцарт — гений, композитор, пласт мировой культуры. Для венцев подробности частной жизни соотечественника, ставшие основой для пьесы, вполне естественны и не новы. К окружению Моцарта в Австрии относятся недоброжелательно. Отсюда, наверняка и общий негатив по отношению к персонажам пьесы у самого автора.
Главными действующими лицами спектакля стали женщины семейства Веберов, к которому принадлежала и жена Моцарта Констанце, в киевском варианте ее сыграла Мария Груничева. В этом спектакле актриса явно пытается нащупать новые характерные краски, перейти грань драмы и освоить «территорию» гротеска. Заняты в спектакле и две молодые актрисы «Колеса» — Ольга Лопатина- Армасар (Софи) и Елена Иванова (Алоиза). Для последней роль в этой постановке — фактически дебют. От этого, наверное, она стабильнее других держит свою линию, не врываясь в пространства других жанров и стилей. Детская непосредственность и инфантилизм — главные черты Софи. В исполнении Ольги Лопатиной-Армасар трогательная и обаятельная героиня, пожалуй, единственная кто искренне любит Моцарта, вызывает чувство умиления.
Елене Кривде досталась роль Йозефы. О своей героине актриса знает, пожалуй, все, что возможно прочитать в Украине. Как рассказала сама актриса, Йозефа Вебер — единственная из сестер семейства, кто смог реализовать собственную мечту — сделать карьеру в опере. Именно она была первой исполнительницей виртуозной партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте», отрывки из которой звучат в спектакле. Кстати, музыки Моцарта в спектакле звучит много. Это многочисленные отрывки из «Реквиема», «Похищения из Сераля», «Волшебной флейты» и квартета ре минор. Все произведения были написаны композитором в последние 13 лет его жизни.
По замыслу драматурга роль Цили Вебер в спектакле должен играть мужчина. После недолгих раздумий на эту роль режиссер Ирина Клищевская назначила Станислава Колокольникова. Перед актером стояла нелегкая задача. Дело в том, что изначально Феликс Миттерер для исполнителя тещи Моцарта предусмотрел несколько поворотов. Во-первых, полного перевоплощения в женский образ не требовалось. Поскольку автор вводит в драматургический материал прием «театра в театре». В данном случае театр возведен в третью степень. Поскольку зрители «Колеса» оказываются в театре Шиканедера (автора либретто «Волшебной флейты»), в котором разыгрывают пьесу о последних годах жизни Моцарта.
Режиссер спектакля Ирина Клищевская и художник Светлана Заикина создали пространство женщин и для женщин. Красочные, яркие костюмы со множеством деталей удачно стилизованы под эпоху Моцарта. В этом театре не бывает незначительных нюансов. Зрители, находящиеся на расстоянии вытянутой руки от сцены, могут заметить малейшие огрехи. От того в спектакле много бытовых подробностей — платочки, шали, шарфики, пледы, чепцы — в неимоверном количестве (все, что нужно женщине).
Присутствует в спектакле и несколько мистических моментов. Сам Вольфганг Амадей на сцене появится в весьма странном виде — голый труп композитора (это кукла сделанная художницей Светланой Павличенко). Зрителям, знатокам нумерологии придется немного потрудиться над расшифровкой закодированных знаков (число 8, правда, перевернутое в горизонтальную плоскость, подарит новый смысл).