Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проверка реальностью

В Украинском доме — выставка постмедийного искусства. Что это?
24 мая, 2005 - 20:44
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Казалось бы, что хорошего в том, что искусство оказывается в заложниках у политики. Но, как ни странно, такой подневольный статус имеет иногда благотворные последствия.

Выставка «Проверка реальности», проходящая ныне в Украинском доме — наглядная иллюстрация этого парадокса. Данная экспозиция — продолжение борьбы Виктора Пинчука, стремящегося ныне доказать свой статус главного мецената страны, и его арт-партнеров за создание музея современного искусства.

Жанрово экспозиция обозначена как «выставка постмедийного искусства». Тут, конечно, сразу появляются вопросы — что сие есть, постмедийное? То есть, искусство после смерти всех без исключения медиа — газет, журналов и телеканалов? Но они живы, здоровы, активны, сегодня даже более, чем когда-нибудь. Или в том смысле, что искусство, которое отказывается контактировать с кем бы то ни было? Но зачем-то его выставили, и зрителей на выставку пустили, и они же ходят, смотрят, реагируют…

Впрочем, к деятелям современного искусства не стоит быть слишком строгим — в конце концов, мудреная, закрученая терминолология, и такие же пресс-релизы — есть фирменный признак, часть саморекламной стратегии, ну, как короткие анонсы-«трейлеры» фильмов в кино или обложки компакт-дисков в поп-музыке.

Главное, конечно, содержание. В основном это — разного рода видеосъемки, постановочные или документальные, обработанные на компьютере или пущенные как есть. Если изложить общее впечатление одной фразой — довольно часто остроумно, местами смешно, в отдельных случаях захватывающе, а иногда — на досадно любительском уровне. Но мы о любителях не будем, не к чему расстраивать художников в столь сложной ситуации бесприютности — когда «Арсенал», в котором их работы должны были обрести вечный музейный покой, вместо рая обетованного оказался жестокой мачехой, вернее, роль мачехи исполнило Министерство культуры, но это уже так, детали.

Наиболее активным и плодотворным оказалась «Інституція нестабільних думок». При входе зрителя встречают два коротких фильма из цикла «Киевские миниатюры», наиболее запоминается тот, что справа при входе — мужики возятся над открытым канализационным люком под модную рок-музыку. Однако наиболее запоминается — как центральная работа и бесспорная удача всей экспозиции — «Комната» тех «нестабильных» авторов. Это просто четыре стены-экрана, на которые снаружи проецируется изображение. Иными словами, зрители оказываются как бы внутри фильма. Даже не просто фильма, а такого себе волшебного жилища, в котором все меняется ежесекундно — цвет обоев, пейзаж и погода за окном, циферблаты и картинки на стенах, появляются и исчезают предметы, некоторые из которых очень точно и элегантно обозначены тенями — так призрачный вентилятор гонит экранный воздух, теневой телевизор показывает странные сюжеты, такой проектор крутит абсурдное кино на одной из стен, из розетки хлещет синяя субстанция, а потом стены и вовсе растворяются в неком темном мерцающем пространстве, в котором завораживающе красиво плывут то ли клубки дыма, то ли капли краски… Уходить оттуда просто не хочется, и такую работу, кстати, не стыдно было бы послать на Венецианскую биеннале (этотак, к слову).

Остальные же работы — запоминались, как уже было сказано, в основном за счет остроумия авторов. Виктория Бенгальская показала работы «Valya.rambler.ru» и «Ипподром». На первой — толстая раскомплексованная дама исполняет стриптиз вперебивку с банальностями с какой-то страницы знакомств (типа хорошо готовлю... люблю музыку... и т. д. — издевка на штампами массового интернет-сознания); во второй картине в будничную, рутинную жизнь ипподрома со ставками, шумом, азартом неожиданно, но тихо вклинивается чужой, такое себе чудище с красной мордой и черными лапами, да так себе и помирает, никем не замеченный. «Чужой» был и темой очень смешного фильма харьковчанина, ныне живущего в Москве, Сергея Браткова — некий питекантроп в спортивных штанах, страшно блистая клыками, с ревом творит всякие безобразия в сытом самодовольном мегаполисе. Нашему талантливому земляку принадлежит также и видео « на вулкане» — про сообщество голых людей, радостно купающихся в озере серой грязи — еще одна шпилька в сторону массового сознания, которое подчас выходит далеко за пределы здравого смысла. Хорош также и «Хоттабыч» того же Браткова — облезлый кувшин, из которого показывается золотистая коса — красивый, наверно, был джинн...

Глеб Катчук и его постоянный партнер Ольга Кашимбекова продемонстрировали «Бархатный» лабиринт» — непрерывную панораму палаточного городка на Крещатике, в которую посредством компьютера вклеены всякие неуместные изображения — и вот уже среди палаток взлетает космическая ракета, висит «Джоконда», на крыше автомобиля танцуют крошечные балерины и красуется табличка «Кулуар за Ющенко». Запоминается и серия ярких, «галлюциногенных» картин Савадова, в которых в буквальном смысле слова смешиваются в психоделическую кучу кони (т. е. зебры), люди (голые и в масках), грибы (очень большие мухоморы), гигантские виниловые пластинки и прочие приятные неожиданности. «Документ» Цаголова — целая интерактивная инсталляция в трех экранах и двух картинах, посвященная все той же революции — вот видно, что все-таки это был очень сильный визуальный, и потому вдохновляющий образ. Кирилл Проценко в «Пенальти» дурачится с вратарем киевского «Динамо» Александром Шовковским — футболист бьет одиннадцатиметровые намазанным краской мячом, на холсте получаются разноцветные отпечатки, и холст, и видео всего процесса выставлены тут же. Группа «Нацпром» (Олег Тистол и Николай Маценко) озаботилась «Матерью городов» — и выставила под таким названием цикл картин, на которых самые приметные общественные здания Киева лишены содержимого, то есть фасад и оконные проемы есть, а внутри — ничего, пусто. Очень точная, на самом деле, характеристика того, что в некоторых из этих зданий происходит и поныне...

Есть еще некоторое количество работ, но наиболее приметные, как представляется, уже названы. То есть — те, которые могут, хоть и с грехом пополам, выдержать проверку реальностью — в первую очередь реальностью искусства, которое не щадит никого и очень быстро всех расставляет по полочкам своей неумолимой иерархии в зависимости от таланта. И если это ощущение иерархии есть у организаторов выставки в Украинском доме — что ж, в добрый час. Тем паче, что музей современного искусства нужен по-прежнему как воздух, и пока нет никакой уверенности в том, что даже новая власть сделает для этого что-нибудь более существенное, нежели декларации.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ