Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проза большого Города

2 февраля — 100 лет со дня рождения Валериана Пидмогильного
6 февраля, 2001 - 00:00

Его переводы из французской классики А.Вольтера, Д.Дидро, В.Гюго, О.Бальзака, А.Доде, Г.Мопасана, П.Мериме, А.Франса можно считать полноценной школой, совершенным художественным переводом, о чем еще в конце 20-х годов академик А.Билецкий сделал вывод: «Ими может гордиться украинская литература».

Валериан издал свою первую книгу рассказов в девятнадцать лет, показав себя уже тогда достаточно зрелым прозаиком, вызывающе ознаменовав ее названием: «Произведения. Том I». Сами произведения датировались двумя годами раньше, т.е. были написаны в возрасте семнадцати лет. С этого сборника началась писательская деятельность юноши, но оборвавшаяся непоправимо рано — когда ему не было и 40. Сведения о точной дате смерти противоречивы.

Валериан Пидмогильный родился на Екатеринославщине, в селе Чапли в бедной крестьянской семье 2 февраля 1901 года. Закончил реальное училище, а потом еще учился с перерывами из-за материальных затруднений на математическом и юридическом факультетах Екатеринославского университета, который ему так и не удалось закончить. Литературная деятельность прерывалась учительской работой, а также сотрудничеством в издательствах.

Своим духовным наставником в чувстве слова Пидмогильный считал Михаила Коцюбинского, достойно своего учителя продолжая развитие украинской словесности. Французский язык, который Валериан Пидмогильный знал в совершенстве, придавал его произведениям особую поэтику — полнокровность, отличавшую его фразы: живые, дышащие, полные вдохновения и страсти. Он сумел приблизить свое творчество к западной литературе, воспринимая впечатления новых литературных течений, доводя стилистику до высших мировых образцов своего времени.

В стремительном водовороте сокрушительных 19-20 годов он запечатлел чувственную картину человеческого характера революционной эпохи. Его творчество преисполнено человечности, душевной растерянности в соревновании с машиной смертоносного времени.

Валериан Пидмогильный сам совершил такое же путешествие в поисках своего я, раскрыв новые грани сознания на страницах произведений. Его роман «Город» — одна из знаковых книг века. Рассказ о судьбе юноши в сетях большого полиса, по сути, являющегося живым хищным организмом, высасывающим совесть человека. Роман можно сравнивать с лучшими образцами литературы подобного содержания. Он близок к гениальным прозаикам и в то же время глубоко своеобразен, каким и должно быть настоящее искусство. Преступление, которое совершает город с человеком, напоминает Достоевского с его живым и зловеще серым Петербургом и Мопассана с темой морального вырождения в «Милом друге». Вместе с тем — это сугубо украинская драма человека — сельской натуры с ее темным подсознанием, разъедающим сердцевину личности. Подобную проблему поднял намного позже выдающийся прозаик, классик украинской литературы Олесь Гончар в своем «Соборе». А в то время тема урбанизации, сама урбанистическая проза лишь приближалась к своему «Собору» и была уничтожена торжеством несправедливости холодной рукой «отца всех народов».

11 января 1935 года В.Пидмогильный признал, что принадлежал к «группе писателей-националистов с террористическими настроениями по отношению к вождям партии». Признал потому, что, по его мнению и мнению его единомышленников (группа состояла из семнадцати человек, среди которых были Н.Кулиш, Г.Эпик, О.Ковинька, Е.Плужник), «политика коллективизации привела украинское село к голоду». Раньше были арестованы друзья Пидмогильного В.Полищук и В.Вражливий, а также Г.Косинка, ближайший друг и побратим по союзу «МАРС» (мастерская революционного слова). После выстрелов в себя Н.Хвылевого и Н.Скрипника, практически того же расстрела без суда, по приговору — враги, «террористы» в узком кругу называли Постышева «душителем украинского народа».

Закрытый суд без свидетелей и адвокатов лишил всех участников националистической группы свободы «сроком на десять лет с конфискацией личного имущества».

В соловецком лагере в бесчеловечных условиях изолятора Пидмогильный продолжал писать. Сохранилось 25 писем к жене, в которых он рассказывает о своих переводах, начатых повестях, рассказах.

Особая тройка УНКВД вынесла новый приговор: «расстрелять». 3 ноября 1937 года, к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции, чтобы освободить место для новых мучеников режима. Вместе с Валерианом Пидмогильным за ворота Соловецкого монастыря вышли Н.Зеров, В.Полищук, Г.Эпик, Л.Курбас, Н.Кулиш, М.Ирчан, Ю.Шпол.

На Байковом кладбище в Киеве есть могила семьи Пидмогильных. И хотя праха Валериана там нет, он рядом с женой и сыном в украинской земле. Телом — на Соловках, словом — в Украине.

Петр ЛЕВИНЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ