Хотел написать, что теперь понимаю, почему бывшие советские граждане так полюбили посещать курорты Египта, но вышло так, что не могу это сделать со 100-процентной чистой совестью. Я достаточно много бывал за границей и даже жил там, но происходило так, что ни разу не отдыхал. И вот наконец я ликвидировал этот пробел в своем опыте — съездил на отдых в Египет.
Сейчас думаю, что не экзотика в первую очередь привлекает тех, кто еще лет 20 назад не мог даже мечтать о том, чтобы отправиться куда-то за границу, разве что в социалистические Польшу или Болгарию, которые мало чем отличались от СССР и были «Курица — не птица, а Польша (Болгария) — не заграница». Ну, конечно, бывшим советским людям интересно посмотреть едва ли не сказочные пирамиды, о которых они слышали на уроках истории в школе. Весьма привлекательно походить по восточным базарам, где торговля превращается в настоящее искусство и ценную вещь можно купить чуть ли не по себестоимости и наоборот — какую-то дешевку могут подсунуть за страшную цену. Разумеется, это имеет свой смысл в выборе места отдыха. Но главное, на мой взгляд, совсем не это.
А что же тогда? Для большей убедительности я вспомню эпизод из своего отдыха несколько лет назад в Крыму. В одном из тамошних санаториев, который находится в 25-ти метрах от пляжа, уборщица вдруг сделала мне замечание на тему, что у них ходить по корпусу в плавках запрещено. В ответ на мое удивление она сказала: «Ну, мне-то все равно, но когда вас встретит главный врач...» — и сделала многозначную паузу. «Вот когда главврач меня встретит — тогда я с ним и поговорю», — ответил ей я. Вскоре я стал свидетелем того, как гардеробщица вычитывала солидного мужчину как раз за то, что он слонялся по корпусу в плавках. Но самое огорчительное, что он стоял перед ней на вытяжку и покорно слушал ее морализаторства. Очевидно, в нем сработала привычка советского гражданина слушаться любого должностного лица, пусть даже это лицо призвано обеспечивать советскому человеку комфорт и покой.
В гостинице «Sofitel» города Хургада, где я жил, конечно, существуют свои правила, но они направлены только на то, чтобы обеспечить комфорт всем посетителям. Представить себе, что здесь придуманы какие-то идиотские пункты правил, а тем более, что персонал вычитывает туристов за какие-то нарушения, — просто невозможно. Совсем наоборот — бывший советский человек получает здесь то, чего никогда не имел, и очень часто до сих пор не имеет у себя на родине. А именно — он чувствует себя уважаемой личностью, этакой VIP-персоной. Персонал гостиницы готов словить каждое движение пальца посетителя, готов отреагировать на каждую прихоть. Безусловно, все это с услужливой улыбкой на лице и рвением, которое входит в профессиональные обязанности. Но, в конечном счете, как худой мир лучше доброй ссоры, так же и фальшивая служебная улыбка лучше, чем искреннее хамство. Поэтому дети пролетариев и крестьян, которые провозглашались гегемонами в своей стране, но никогда таковыми не были, настоящими гегемонами мы чувствуем себя именно здесь — на берегу Красного моря.
Поставил бы на этом точку, если бы не последние полтора дня из десяти моего пребывания в гостинице, когда я провалялся в номере — отравился некачественной едой, был вынужден даже обратиться к врачу. Оказалось, что с такой же проблемой столкнулись десятка два других туристов, ходивших к менеджменту с протестами. Некоторые из посетителей гостиницы даже попали в больницу. И, определенно, чтобы я совсем «вошел в форму» перед возвращением домой, носильщик не поставил мою сумку в фирменный автобус, который вез меня в аэропорт. Пришлось возвращаться в милую сердцу гостиницу на такси за свой счет. Хочется верить, что это были только пятна на Солнце, а не ножи в спину.