Любимая группа президента Владимира Путина да и многими, (судя по аншлагу) «Любэ» во главе с главным «любимцем» Николаем Расторгуевым выступила во Дворце «Украина».
Николай уже был не в клетчатых брюках и не в гимнастерке, которую ему присоветовала в свое время Алла Борисовна, а в голубых джинсах и красном пуловере, обтягивающих его расплывчатую фигуру. Другие музыканты группы тоже обладали массивной комплекцией, кроме клавишника, и конституцией и лицом напоминающего Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Солист был немногословен, сказал для начала что-то вроде: «Собрались все? И хорошо, и слава Богу».
Первые вещи были незнакомыми, вероятно, из какого-то нового альбома, группа обкатывала свежий материал на киевлянах.
Тема — умиление «среднерусской полосой». Лирический герой выходил и падал в траву, гулял исключительно среди берез, игнорируя другие породы деревьев.
Мои соседи — мужик в черном свитере и кроссовках — увеличенная копия Николая Расторгуева в два раза. От него струился адский запах одеколона. А передо мной — увеличенная копия Николая в полтора раза, только с усами. Он так бодро раскачивал свой ряд в такт ударника «Любэ», что исключил всякую возможность набрасывать впечатления в книжке, примостив ее на спинке кресла спереди. Это все равно, что делать репортаж в условиях землетрясения.
В зале, что интересно, тоже, в основном, находились крупнокалиберные мужчины: подобное притягивает подобное. Во всех этих типажах, кстати, было что-то и от Виктора Федоровича Януковича, такая, что ли, основательность мужицкого плана.
Сосед по поводу каждой строчки, которая вылетала из уст Николая, восхищенно кричал: «Класс!» Начал он восторгаться с песни «Клетки», описывающей клетки на брюках люберов.
Окунемся в историю.
Группа «Любэ», которая теперь является главным воспевателем армии, начинала свой трудовой путь как представители жителей подмосковного местечка Люберцы. Те делали регулярные вылазки в столицу, дабы «чистить репу» неформалам: панкам и рокерам. И прочим «длинноволосым». Стандартизируя других — они сами стали неформальным объединением — люберами, олицетворяющими обывателя разрушающейся советской Империи.
В 1989 году Игорь Матвиенко и задумал группу, выражающую касту «простых советских парней». В пародийно-ироничной манере (романтизируя любимых киногероев): «Батька Махно», «Атас» («Глеб Жиглов, Володя Шарапов»). Основное творческое ядро: композитор Матвиенко, поэт Шаганов, вокалист Расторгуев.
Все участники группы были накачанно-клетчатые — любера так любера. Тем более сам Николай — и проживал непосредственно «на месте»— в Люберцах.
Игорь Матвиенко и тогда, и сейчас чутко улавливал общественные тенденции, «порывы» рядового российского гражданина, идущие вслед за призывами государства.
1995-й — поворот к армии (без прикола!) — «Батяня-комбат». Умело (если можно так выразиться) соединяя отсылы к Великой Отечественной с аллюзиями чеченской. Правда, тексты как в школьных сочинениях на заданную тему: «Танки горят, самолеты летят...» Поразительно, что тогда же Матвиенко создает и «Иванушек Интернешнл». Игорь глобально охватил аудиторию: для «М» — «Любэ» и «Ж» — «Иванушки».
Основная линия сейчас, кроме военной — патриотическая. «Косы — покосы» и прочее воспевание «родной природы». Плюс — ностальгия по дворовому бытию. Вроде песни о дворовых товарищах: «Санька, Колька и Витек».
Может поэтому цветы на сцену сразу понесли дети и «детский поток» практически не прекращался до финала концерта. Я всегда подозревал, что в творчестве «Любэ» много детского, как и у Наташи Королевой, концерты которой тоже вызывают большой ажиотаж среди детворы.
Патриотическая тема из советско-имперской переросла у группы в царско-имперскую. Они записывали музыку к новому фильму «Гибель империи» на стихи ранее преданных анафеме белогвардейских офицеров...
Периодически Николай призывал любить главного водочного спонсора концерта. В этой водочной марке из цветов преобладали красный, синий, белый. На самой сцене часто превалировала красная подцветка. Патриотические для России цвета с уклоном в красный — военный. Действительно, более верноподданного музыкального коллектива: и по форме и по содержанию — не сыщешь. Чего ж Путину души в них не чаять? Не без искреннего подхода к делу Николая.
В перерыве в вестибюле Дворца «Украина» давали водку «на шару» — от имени спонсора. Народ зарядился для второго отделения более основательно, чем перед первым.
Прозвучала незнакомая вещь про какой-то поход, где меня тронула строка: «Мы ловим воздух, как лошади — ртом». Интересно, чем еще можно ловить его? Носом? Но лошади, наверное, тоже ловят носом. Хотя, возможно, автору известно о лошадях больше...
Лично я оживился когда в перерыве между композициями басист «Любэ» проиграл «Дым над водой» «Дип перпл». Надо было и дальше. Записывали же они альбом песен «Битлз».
Расторгуев на сцене не улыбчив, как говорится, «серьезный мужик». С публикой особенно не заигрывает. Так вот напрямую и сказал: «Мы споем еще несколько песен — и все». Когда поклонники протестующе заныли, он иронично заметил: «Мы же — не Кобзон. Это он поет на концерте все, что помнит. А помнит он, надо заметить, огромное количество...»
В патриотической песне, давшей название всей программе — «Рассея» — рефреном звучала строчка «От Волги до Енисея — моя Рассея». Она меня удивила: я специально поглядел на карту: кусок, ограниченный Волгой и Енисеем, только центральная часть страны. «Пропали» вся Европейская часть «Рассеи», основательный кусок Сибири, Дальний Восток. Не думал, что «Любэ» так нравятся ханты-мансийский и ямало-ненецкий округа. Эта территория — процентов 40% от общей. Да и их родные Люберцы туда не входят.
С географией у «Любэ» — сложно. То они требовали у Америки, чтобы «та не валяла дурака и отдавала Алясочку взад». Но куда ж ее присоединять, если Россия ограничивается Енисеем?
Речная тема продолжалась дальше в лирическом( правильно, ну ее географию, а то ради нужной рифмы совсем запутаешься) плане: «Ты неси меня, река, за крутые берега, там живет моя краса, голубы у нее глаза».
Но в том-то и дело, если с географией прокол, то сама рифма «Рассея — Енисея» — вполне. Чего не скажешь о «река-берега» или «коса-глаза».
Но кого такие мелочи не волнуют — получили свое удовольствие. Единственно, что припев «Рассеи» — надо бы переписать. Столько в творчестве не прямых отсылов к чеченской войне, где битва идет за гораздо меньший участок земли, в то время как в этой песне «исчезло» 60% территории. А это ведь совсем «не мелочь».