Увлечение креативом, похоже, становится делом модным. Неважно, где он у тебя: в голове или на ней. А потому барышням и юношам, дефилирующим в сумасшедших нарядах и с не менее сумасшедшими прическами, в Октябрьском дворце в этот вечер никто не удивлялся. Но то, что показывали на большом экране, — шокировало, смешило, заставляло задуматься. И все это — без перерывов на адаптацию. Назвался пожирателем — сиди и смотри, переваривать будешь после.
Анализ полученной во время «Ночи пожирателей рекламы» информации в этом году — спасибо титрам — значительно упростился. Впрочем, не всегда нужно было понимать чужой язык, чтобы смеяться над бесхитростностью рекламных посланий «мощных» креативщиков из Сирии. Их песнопения про порошки и вентиляторы можно было смело номинировать на премию: «Реклама эпохи птеродактилей». Собственно говоря, Жан Мари Бурсико (зачинатель сего действа и владелец безразмерной коллекции рекламных роликов — ему каждый год их присылают по 250 тысяч) — сам себе критерий в отборе материала. А потому разных оригинальностей и неожиданностей хватало. Реклама порой навевала мысли о некромании: взять хотя бы серию про «Наведите порядок». Хорошая идея, только воплотилась несколько мрачновато. Еще можно пережить, когда мамашка едва находит своего орущего младенца где- то между корзиной с бельем и бытовыми отходами. Но когда романтически настроенная парочка заваливается на диван и тут камера выхватывает вилку, торчащую из спины застывшей в экстазе девушки… Да уж, мощный стимул для ликвидации бардака.
Слов нет, когда видишь жуткие кадры из цикла «Рай может подождать» — как машина сбивает пешехода под мерный счет тормозного пути: один фут, два фута, три… На то она и социальная, чтоб проняло до внутренних мурашек (публика принимала ее на ура и аплодировала, возможно, потому, что так велят новые правила тона). Хотя порой реакция зала была странной: на огромном экране идет краснокрестовское «Извините, нет мира на Земле. В 36 странах идет война» — зрители отчего-то смеются.
На самом деле, истинных находок было не так уж много (среди огромного количества высококлассных фильмов). Взять те же сумасшедшие японские ролики. Что-то прыгает, сливается. И при чем тут типография? Но — цепляет и запоминается, несмотря на слегка невыговариваемое название: «Тахрикамаши». Или спорт опять же японской «Кавасаки», где похвала ее характеристикам совпадает с вполне неприличными жестами хвалителя — «Это гораздо больше, чем можно сказать о других машинах». На самом деле, «Ночь» представляет множество того, что обычные телеканалы постеснялись показать. «Это редкие случаи, когда клиент дал себя уговорить на создание по-настоящему качественной рекламы! — говорил в кулуарах один из гостей мероприятия. Окружающие охотно соглашались и обсуждали перспективы попадания в программу «Ночи» украинских роликов. К слову, Франк Шруль, президент рекламного агентства Euro RSCG New Europe, которое является одним из организаторов «Ночи» в Киеве, об этом выразился так: «Шансы появления украинских работ достаточно высоки. За два последних года уровень производства и креативности рекламных роликов в Украине заметно вырос. Есть много действительно высокопрофессиональных и достойных попасть в коллекцию Бурсико».
Ну а что думают сами отечественные производители по поводу тенденций на украинском рынке? В агентстве «Кинограф», например, сетуют на то, что нечасто клиент умеет и хочет подшутить над собой. И скорее отдаст предпочтение «повидлу» (красивостям типа благополучной семьи за чаепитием или симпатичной девушки-героини) либо «калькам» с западной рекламы. Хотя наш рынок считается на Западе вторичным, а потому сбрасываемые сюда ролики престарелые — 5-и и даже 7-летней давности. Хотя… Клиент растет. А значит, вскоре рекламные перебивки не будут вызывать раздражения. А паузы между фильмами станут прикольными и — действенными.