Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Респектабельный облик современного искусства

В бельгийском Остенде впервые прошел благотворительный аукцион украинского искусства, одним из организаторов которого выступила киевская галерея «L-Art»
17 сентября, 2003 - 00:00

Помимо благотворительной миссии — часть средств, вырученных от продажи картин, направлена на помощь украинским детям-сиротам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы — аукцион также сыграл культурологическую роль, став очередной серьезной акцией «L-Art» в области репрезентации украинского искусства в Европе. Для самой же галереи и для ее директора Людмилы Березницкой аукцион стал на достаточно длительный срок последним мероприятием, связанным с искусством традиционного фигуративного направления, поскольку пани Березницкая приняла решение отныне работать с украинским contemporary art.

— Как возникла идея проведения аукциона в Остенде и кто его организовал?

— Мы уже не первый год участвуем в одном из крупнейших международных арт-шоу LineArt, проходящем в бельгийском городе Генте. Интерес к украинскому реалистическому искусству среди посетителей весьма высок, и потому проведение аукциона в Бельгии вполне логично. За несколько лет активной выставочной деятельности в Бельгии у нас появились друзья и почитатели, которые не только поддержали нашу идею, но и оказали реальную поддержку. Нашими партнерами стали Ротари-клуб в Остенде, Дидье Рамуд — фламандский сенатор, симпатизирующий Украине и, конечно же, Посольство Украины в Бельгии и Миссия Украины в ЕС. Аукцион вел владелец крупнейшего в Бельгии аукционного дома — Питер Лукс. Всего было представлено 100 небольших реалистических картин, включая жанровые композиции, портрет и пейзаж, кисти Ефима Вайсбурга, Петра Слеты, Юрия Толпекина, Юрия Зорко и других художников.

— Насколько успешным оказался аукцион?

— Была продана треть картин. Это хороший результат и в Бельгии, и в Украине. А если учесть, что к торгам были представлены ничего не говорящие бельгийским почитателям искусства имена, то его можно считать превосходным, понимая, что за приобретением картин стоит и международное признание качества украинского искусства. За две недели до проведения аукциона коллекция картин-лотов была показана в одной из крупнейших галерей курортного города Остенде, собирающего в летний период огромное количество гостей из разных стран мира. Многие из них впервые получили возможность познакомиться с нашим искусством. Таким образом, галерея L-Art еще раз обозначила свой статус репрезентанта украинского искусства за рубежом.

Для самой галереи аукцион в Остенде — своего рода знаковое событие. Мы представляли в Бельгии искусство, работая с которым на протяжении последних 10 лет галерея достигла значительных результатов. И, вернувшись в Украину вполне удовлетворенными, приступили к трансформации галереи в институцию современного искусства.

— С чем связана такая перемена, ведь «L-Art» стала известна именно своей работой с соцреализмом — прямо противоположным направлением contemporary art, разрабатывающему новейшие, подчас противостоящие традиционному социальному мышлению, тенденции движения искусства?

— Я не отрицаю исторического значения соцреализма для создания музейных и частных коллекций и, более того, уверена в расширении границ его популярности, но я также понимаю, что время не стоит на месте, и мы должны ему соответствовать. Ситуация на арт-рынке за десятилетие нашей деятельности существенно изменилась. Среди формирующейся финансово-политической элиты все чаще появляются люди, стремящиеся окружать себя актуальными времени ценностями, идеями и вещами. Именно поэтому я считаю целесообразным продюсировать современное украинское искусство, помогая ему выходить за пределы узкопрофессиональной арт-среды в более широкую аудиторию. У галереи уже существует схема работы с разными агентами арт- рынка, которая будет корректироваться в связи с нашими новыми задачами. К тому же, от работы с реалистическим искусством я не отказываюсь и в ближайшее время собираюсь открыть галерею «L-Art Classic» на Андреевском спуске.

— Но, как известно, большинство украинских коллекционеров привычно доверяет традиционному искусству, цена на которое не только определена, но имеет устойчивую тенденцию к росту. Каким образом вы собираетесь работать, чтобы вызвать у них доверие к современному искусству?

— Все зависит от притязаний коллекционера. Если он приобретает произведение искусства с одной лишь целью — немного приумножить свои средства в будущем, то маловероятно его полное обращение к новому искусству. Коллекционирование современного искусства ближе к азартной игре, если речь идет об инвестициях. Двадцатый век подарил нам множество примеров, когда случайное приобретение произведения современника превращало его владельца в миллионера, а провинциального художника — в мировую звезду. Но наши аргументы в защиту современного искусства находятся в другой плоскости. Мы скорее апеллируем к той части заинтересованных людей, испытывающих потребность в современном образе жизни, невозможном без современных идей, часто обретающих себя в различных формах современного искусства. Можно вспомнить в этой связи и Мамонтова, и Третьякова, которые составляли коллекции из произведений современников.

— С какими украинскими художниками вы планируете работать?

— Лишь с теми, кто покажется нам перспективным с точки зрения креативного мышления и профессионализма. Все дальнейшее будет зависеть от нас: от того, насколько убедительны мы будем в репрезентации творчества этих художников мировым художественным институциям contemporary art.

Я также понимаю, что усилиями одних только галеристов невозможно ограничиться. К нашей деятельности мы намерены привлекать других полноправных агентов арт-ситуации: критиков, кураторов, менеджеров, экспертов.

Свой первый сезон в новом качестве галерея открыла ретроспективной выставкой классика украинского трансавангарда — Александра Ройтбурда. Ройтбурд сегодня — мировое имя. И для нас реализация такого проекта — серьезная заявка на будущее. Но работать исключительно с состоявшимися художниками — не единственный путь. Уже сегодня сотрудники галереи находятся в напряженном поиске новых имен.

— Какие проекты представит «»L-Art» после выставки Александра Ройтбурда?

— У нас практически готов выставочный план до конца года. По некоторым более поздним проектам мы находимся в стадии переговоров. Мы будем совмещать авторские кураторские проекты и персональные выставки. Имен я пока называть не стану. Самое главное сейчас — создать ситуацию, когда современное искусство сможет перерасти рамки узкопрофессиональной среды и станет интересным широкому кругу.

В октябре мы представим проект «Призывание Кармапы», в котором попытаемся доказать возможность диалога между ритуальным буддистским искусством и художественной рефлексией современных украинских художников на тему буддизма.

Константин ДОРОШЕНКО, Игорь КИМ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ