Легендарной Габриэль Шанель исполнилось бы 125 лет.
В ряду великих модельеров Габриэль (Коко) Шанель занимает особую позицию. Ее коллеги одевали женщин, а она женщинам помогала. Для торжества феминизма француженка сделала больше, чем все политики, вместе взятые. Победу ей принес здравый смысл: она просто сняла с дам излишек одежды и ревизовала мужской гардероб.
Свитер из машинного трикотажа стал прообразом платья джерси, мужская сорочка — блузки рубашечного кроя, брюки-клеш перешли к дамам практически без изменений, а школьный блейзер племянника навел ее на мысль об укороченном жакете. Но самую великую революцию Шанель совершила на исконно женском поле, пишут izvestia.ru. С ее подачи длинные подолы, рюши и оборки уступили место маленькому черному платью. Оно избавило дам от необходимости носить корсет и заставило их следить за физической формой. Раскрепощенные, коротко стриженные, обретшие свободу в походке и силу в мускулах женщины «от Шанель» были готовы к борьбе за независимость, тем более что сама мадемуазель служила им вдохновляющим примером.
Что в ее бурной 87-летней жизни было правдой, а что вымыслом, знала только она. Однако бесспорными, по мнению биографов, выглядят следующие факты ее биографии: родилась в бедной семье, воспитывалась в монастырском приюте, свой первый магазин в 1913 году открыла на деньги любовника — офицера провинциального гарнизона и преуспела. В 1938 году «Дом Шанель», в котором трудилось около 4000 работниц, продал 28 000 изделий! С началом военных действий Коко свернула производство на долгие 15 лет, чтобы, вернувшись, возродить свое дело и посрамить набравшего силу конкурента — Кристиана Диора. «В его жизни не было ни одной женщины, — иронизировала она. — Что он может о них знать?»
«МАКСИМЫ»
Сама Шанель знала много и не только о женщинах. Незадолго до Второй мировой войны она опубликовала свои «Максимы» — короткие изречения о жизни и моде, а в последние годы ее постоянно сопровождал журналист Марсель Эдрих, собравший афоризмы мадемуазель в книжке «Загадочная Коко Шанель». Вот некоторые из них:
«Мужчины, желающие выделиться с помощью костюма, — кретины».
«Привыкаешь к уродству, но нельзя привыкнуть к неряшеству».
«Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют».
«Женщины хотят меняться — переодеваться. Они не правы. Я за счастье. А счастье — в постоянстве и в том, чтобы не изменяться».
«Что такое роскошь? Хорошо сшитый костюм, который можно носить долгие годы».
«В моде, как в архитектуре, главное — пропорции».
«Шляпа — высшее отличие привилегированной женщины».
«Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».
— Габриэль Шанель была очень талантливым организатором производства, менеджером чужих талантов и, оставаясь верной своему графичному стилю, уверила весь мир, что изобрела моду, — считает Александр Васильев, художник, историк моды. — Шанель для моды — прекрасный пример того, что и крестьянская дочь может добиться королевских высот при верном подборе нужных мужчин в мирное и военное время. На меня наибольшее влияние оказала мифомания Мадемуазель. Сочиняя свою биографию, Шанель помогла создать себе прижизненный памятник. Практически ни одно из «изобретений» Шанель не было ее собственным, но стиль ее «Дома» оказался очень интеллигентным и удобным для женщин в возрасте...
P.S.: Через 12 лет после смерти Шанель «Дом Шанель» возглавил Карл Лагерфельд, который не оставил от стиля Коко Шанель практически ничего, превратив этот несколько устаревший лейбл в популярный и желанный бренд. Коллекции Шанель конца 90-х выглядели так, будто Лагерфельд вернулся к корням, к тому, с чего начиналась легенда: легким тканям и элегантной простоте кроя.