Показ, а он масштабный, так как образы выставили аж в пяти залах, проходят в Национальном музее имени Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20).
Демонстрируют публике 107 икон. 97 — из фондов НМЛ, десять — из частных коллекций. Об этом на открытии выставки рассказала ее куратор и в то же время исследователь рыботицкой иконописной организации (1670—1750-ые годы), старший научный сотрудник музея, кандидат искусствоведения Роксоляна КОСИВ. Прежде всего она отметила, что такая выставка — первая в Украине.
Куратор выставки рассказала, что иконы рыботицких мастеров являются украшением экспозиций музеев в Польше. «Эти иконы хорошо известны за пределами Украины. В церквях Словакии они до сих пор есть в действующих храмах — выполняют свою сакральную функцию, — говорит Роксоляна Косив. — Украинское наследие хуже уцелело по разным обстоятельствам. В украинских музеях мы не имеем такого полного комплекса икон украинских мастеров, которые бы были, скажем, из одной церкви — целого иконостаса, комплексного выполнения вместе с пристенными алтарями».
По словам исследовательницы, сборник рыботицких икон в Национальном музее — самый большой в Украине. Все они без авторских подписей. «Мы идентифицировали их, собственно, как рыботицкие на основе сравнения с теми произведениями с подписями, которые есть в польских сборниках, и на основе архивных источников», — объясняет Роксоляна Косив.
Оседок рыботицких маляров — городок Рыботичи, что неподалеку от Перемышля (теперь — село). Роксоляна Косив рассказывает, что иконописцы никогда не были ограничены рамками цехового ремесла, потому рисовали так, как хотели, и так, как требовали запросы тогдашних верующих.
В произведениях рыботицких мастеров заложены начала того направления иконописи, который называют «народным». Рыботицкие богомазы наследовали старую иконографию. «Опирались на давние темы образов святых — Николая, Параскевы, святых воинов, которые исходили из традиций иконописи XVI века. Они сумели красиво адаптировать влияние барокко, что проявилось у них в декоративности и орнаментах в рамах, которыми они украшали свои иконы», — говорит куратор выставки.
«Рыботицкие мастера никогда не рисовали иллюзийно (а это то, что, собственно, пропагандировали цеховые мастера). Они рисовали просто и доступно для тогдашних верных. И, по моему мнению, именно это подняло рыботицких мастеров на ведущую позицию в отделке церквей целой Перемысской епархии, а также Мукачевской епархии, тех земель, которые в настоящий момент входят в Словакию и Венгрию, — продолжает Роксоляна Косив. — Итак, произведения рыботицких мастеров по состоянию на сейчас есть в четырех государствах — Украина, Польша, Словакия и Венгрия».
Также Роксоляна Косив отметила, что география происхождения произведений, представленных в показе, — это Бойковщина, Надсянье и Лемковщина. И, что очень важно, большинство икон экспонируют впервые.
На представлении выставки шла речь и о том, что почерк рыботицких мастеров — это декоративность, светлый колорит, построенный на сопоставлении нескольких красок и серебрения, и обрамление с плоской и ажурной резьбой в насыщенных цветах, посеребренное и тонированное под золото.
Наработки рыботицких иконописцев успеют осмотреть все желающие — выставка в Национальном музее имени Андрея Шептицкого действует до 14 октября.