Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Рождество по-французски

18 декабря, 2001 - 00:00

В Красном корпусе Национального университета им. Т.Шевченко при поддержке посольства Франции в Украине состоялся первый в этом году Рождественский концерт Игоря Блажкова и его оркестра «Perpetuum mobile».

Каждое выступление «Perpetuum mobile» — это открытие неизвестного произведения, новой фигуры, новой страницы в истории музыки. Многочисленные проекты Игоря Блажкова знакомят слушателей с незаслуженно забытыми опусами Баха, Телемана, Перголези и других великих мастеров, а также с современными партитурами. Именно «Perpetuum mobile» принадлежат премьерные исполнения произведений Валентина Сильвестрова, Евгения Станковича, Валентина Бибика. Недавняя акция коллектива — «Рождественский концерт французской музыки» — практически без афиш собрала многочисленную аудиторию. На этот раз слушателям была предоставлена уникальная возможность открыть для себя творчество Рамо.

Жизнь и творчество современника Баха и Генделя, Жана Филиппа Рамо, отделяют от нас без малого три столетия. В наше время более известны камерные клавесинные произведения композитора, тогда как его оперы, балеты и духовная музыка практически не знакомы украинским меломанам. Кстати, некоторые ноты Рамо хранятся в фондах Придворного оркестра библиотеки Санкт-Петербургской филармонии, и именно благодаря усилиям Игоря Ивановича два фондовых мотета «Laboravi» и «Quam dilecta tabernacula» были озвучены в Киеве.

Фигура Рамо — одна из самых ярких и почитаемых во французской музыкальной культуре. Еще при жизни композитора, придворного музыканта Людовика XV, его сочинения вызывали восхищение публики, и в то же время горячие споры. Слушателям XXI века тяжело поверить, что современники ругали Рамо за громкий аккомпанемент и «проитальянские», «дьявольские сонаты», которые сопровождали пение солистов. Время расставило свои акценты. В своем вступительном слове к концерту Игорь Блажков подчеркнул, что музыка Рамо не похожа ни на итальянскую, которая в то время диктовала моду в Европе, ни на немецкую. Это именно французская музыка изысканного и тонкого искусства рококо, которой не чужды ни скорбь, ни драматизм, ни пафос.

На концерте вниманию слушателей были представлены произведения разных жанров. Первая сюита из музыки к лирической комедии «Платея» (1745), кантата «Верный пастух» (1728), а также упомянутые уже духовные мотеты. В концерте приняли участие Ирина Зябченко (сопрано), Вера Потоцкая (альт), Владимир Тутченко (тенор), Олег Чернощеков (бас), а также Академический хор студентов кафедры хорового дирижирования Киевского национального университета культуры и искусств (художественный руководитель — Дмитрий Радык). Старания всех участников концерта увенчались успехом — музыка звучала действительно в духе своего времени — ясно, изящно и благородно.

Как-то один из французских музыкальных историков, г-н Самюэль, остроумно заметил, что «сочинения Рамо долгое время стояли в запретном шкафу в отличной компании: справа Иоганн Бах, слева Антонио Вивальди». В эпоху романтизма шкаф приоткрыли, и Рамо остался в одиночестве. Теперь, судя по всему, пришел его черед.

Ирина ЛИСУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ