Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рушник и... глобализация

22 марта, 2012 - 12:12
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Напомню, на Сумщине, в местечке Кролевец, уже семнадцать раз проходит Международный литературно-художественный фестиваль «Кролевецкие рушники». Нация, которая сама себя уважает, должна заботиться о сохранении собственной идентичности. Что для этого нужно? Прежде всего — возможность проявления такой идентичности. А во-вторых, не растрачивать ее, а всячески поддерживать. Одним словом, если хотим, чтобы на карте мира было уникальное дерево под названием «Украина», — должны выращивать его как настоящие хозяева: поливать, защищать от непогоды и вредителей.

Корнями этого дерева являются, без преувеличения, те нерядовые, проверенные веками ценности, которые передаются от поколения к поколению, среди них — уникальные народные промыслы. В частности, петриковская роспись, опошнянские изделия, полтавская вышивка, гуцульские ремесла и многое другое. Именно там заложена мощная сила национальной символики, своеобразный «защитный код».

Кролевецкий (или, как в народе называют, — «королевский» рушник, сотканный красным по белому) по праву является одним из таких национальных индикаторов. Еще недавно его можно было увидеть едва ли не в каждом украинском доме. Кстати, как на востоке, так и на западе Украины. Мощная сила кролевецкого рушника (кроме его зримой красоты) на подсознательном уровне воспринималась как что-то исключительное и значимое. В этот рушник пеленали младенцев, расстилали перед молодыми, когда они вступали в брак, на него клали первый каравай из нового урожая.

Для кролевецкого рушника характерно сочетание белого и красного цветов. Здесь, как и в трипольских символах, закодирована вечность земли. В орнаменте геометрических форм отражены деревья, цветы, вода, небо. Вершина всего — Богиня-Берегиня — мать всего живого, защитница домашнего очага. Рушник для украинцев — это семейный оберег.

В советские времена в Кролевце работала артель, которая впоследствии переросла в фабрику художественного ткачества, кстати, единственную в тогдашней Украине. На ней работали сотни людей.

Особенностью кролевецкого рушника, в отличие от обычного, вышитого, есть и то, что его ткали как мужчины, так и женщины. Главный художник фабрики «Кролевецкое художественное ткачество» Иван Петрович Дудар инициировал создание кролевецкой организации мастеров Национального союза мастеров народного искусства Украины. В Кролевце работали целые династии. Значительный вклад в создание композиций орнамента кролевецкого рушника внесли супруги Соловьевы, талантливая ткачиха и художница В. Гицевич и многие другие.

Никто не призывает вернуть громоздкие ткацкие станки в кролевецкие дома. Но безоговорочным фактом является то, что с 2007 года обанкротившаяся ткацкая фабрика стоит пустой! Ныне на ее месте создано коммунальное предприятие, в котором не наберется и десяти человек. Дома же работают всего три мастера: Валентина Мироненко, Валентина Валова, Евдокия Коноваленко...

Парадокс в том, что и до сих пор в Государственном профессионально-техническом учебном заведении «Кролевецкое ВПУ» продолжают готовить молодых специалистов — мастеров декоративно-прикладного искусства, ткачей перерабатывающего художественного ткачества. Промысла, которого фактически нет... А куда же эти дети пойдут работать? На базар?! Ныне на базар пошли не только потенциальные кролевецкие мастера. Разрушены или доведены до кустарного уровня фабрики в Петриковке, Решетиловке, Богуславе; уничтожено знаменитое когда-то предприятие «Гуцульщина», гончарные промыслы...

В чем же корень проблемы? Возможно, наш народ изменил свое отношение к изделиям народного искусства? Нечего греха таить — частично так оно и есть! Где вы сейчас увидите вышитые рушники? Даже из сельских домов их вытесняют разноцветные обои... Вышли из моды тканые вещи домашнего потребления... Эти изменения «в моде» происходили при равнодушии родного государства, которое просто отвернулось от собственных народных промыслов. Удобным словом: «глобализация» можно сейчас оправдать любую бездеятельность.

С другой стороны, есть достаточно украинцев, гостей нашего государства, которые готовы приобрести уникальные изделия народных мастеров: детям на свадьбу, для других торжеств или просто — в подарок. Только где все это купить?! Сувенирные магазины, которые были в свое время едва ли не в каждом городе, куда-то исчезли. А там, где они еще есть, эту продукцию предлагают «втридорога». Потому что изготовленное вручную изделие (пусть даже очень национальное и очень символическое) налоговым законодательством приравнено к изготовлению и продаже любого другого товара.

Спросом на сувенирную продукцию заинтересовались вездесущие китайцы. Они уже делают, в частности, и так называемые идентичные национальные изделия (не только украинские)! Этот цветной дешевый суррогат создал существенную конкуренцию продукции отечественных народных мастеров. Председатель Национального союза мастеров народного искусства Украины Евгений Шевченко в одном из своих интервью отмечает: «Ныне нас каждый год заваливают так называемыми украинскими сувенирами. Открыв свой рынок, мы стали спонсорами предпринимателей других стран мира, а собственный производитель, который изготовляет уникальные изделия, остается незащищенным».

Неужели никто на государственном уровне не поднимал эту серьезную, общенациональную проблему? Поднимали. Более того, лет пять назад Верховная Рада приняла Закон «О народных художественных промыслах Украины». Закон есть, а промыслы погибают! Потому что пресловутые подзаконные акты, включительно с созданием реестра центров народных промыслов, которые должен был разработать и утвердить Кабинет Министров Украины, не приняты. Министерство экономики затормозило процесс введения в действие этого закона, ведь нужно было предоставлять определенные преференции народным мастерам, чтобы их труд не был убыточным...

Если посмотреть на проблему не столько с духовной, сколько с экономической плоскости, то народные промыслы должны стать частью отечественной экономики. И приносить прибыли. Так должно быть!

Почему же сейчас о народных промыслах заботится только бедное (в прямом и переносном смысле этого слова) Министерство культуры? Что оно может сделать?! Вопрос риторический. Разве что вместе с энтузиастами-патриотами, людьми, кто чувствует настоящую силу народного искусства, браться за проведение всевозможных творческих мероприятий, которые тем или иным образом привлекали бы внимание общественности к теме сохранения духовных достижений.

Николай ГРИЦЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ