Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С берегов прекрасного Дуная

Новая программа струнного квартета Post Scriptum знакомит слушателей с Венской школой от Гайдна до Шенберга
18 ноября, 2009 - 20:32
POST SCRIPTUM ПРЕДСТАВИЛ СЛУШАТЕЛЯМ ТРИ СТРУННЫХ КВАРТЕТА ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ

Какой город знаменит тем, что его жители раскупали ноты новых произведений, как свежие газеты, потому что умели читать музыку с листа? В каком городе хор мальчиков существует более 400 лет? Над каким городом сияет созвездие имен — Моцарт, Гайдн, Шуберт, Бетховен, Брамс, Малер, Брукнер, Шенберг, Веберн, Берг?

Конечно, это Вена, столица европейской музыки. И неудивительно, что в таком искрящемся музыкой городе возникли две композиторские школы, обе — достойные самого пристального внимания. Первую называют Венская классическая школа, время ее расцвета — рубеж XVIII—XIX столетий. Венская классика — это гармония, ясность и чистота эмоциональных пейзажей, подобная пению дунайских волн, одним словом, красота музыки в ее высшем воплощении.

Интересно выразился один из почитателей Бетховена, граф Фердинанд фон Вальдштайн, в письме к своему кумиру: «Благодаря Вашему неустанному усердию вы получите дух Моцарта из рук Гайдна». Так и произошло, причем каждый мастер остался в своем творчестве прекрасно-неповторимым.

А еще в необычном городе Вене чуть ли не на каждой улице есть маленький музей, посвященный великому композитору. Вот дом, где Гайдн написал ораторию «Сотворение мира». Вот «Дом Фигаро», где Моцарт провел счастливейшие дни жизни. Сохранились несколько зданий, в которых жил Бетховен, а также дома, где родился и умер Шуберт.

Да, первая Венская школа и сегодня бесконечно дорога для Вены и всего мира. Но столь же значительным и волнующим оказалось явление загадочного и блистательного Арнольда Шенберга (1874—1951 гг.). Разрушитель спокойствия, Шенберг создал и возглавил композиторскую школу, известную под названием Новая Венская школа. Возможно, ее, как и весь минувший век, тоже пора причислить к классике, но «простому» слушателю нелегко впервые пробираться экспрессивными музыкальными тропами, которые проложил родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции, известной также как «додекафония» или «серийная техника». Примечательно, что Шенберг со своими учениками Бергом и Веберном декларировали связь с традициями венской классической школы — отсюда и название. А принципы Новой Венской школы оказали большое воздействие на музыкальное искусство ХХ века.

Именно о таких ярких страницах истории музыки рассказывают концерты нового филармонического цикла «Музыкальная культура Европы», в которых всегда принимает участие струнный квартет Post Scriptum в следующем составе: Соня Сульдина (І скрипка), Виктор Иванов (П скрипка), Орест Крыса (альт), Дмитрий Глущенко (виолончель). Чрезвычайно насыщенным оказался вечер «Венская школа от Гайдна до Шенберга», состоявшийся недавно в Республиканском доме актера. Кстати, именно в период расцвета первой Венской школы сложились классические типы камерных ансамблей, в том числе — струнный квартет.

Итак, Post Scriptum представил слушателям три струнных квартета венских классиков — Йозефа Гайдна, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта. Талант и чуткость музыкантов позволили им донести до зала гениальную высоту музыки, то есть исполнение было — безукоризненным. А в финале прозвучал Второй струнный квартет Арнольда Шенберга, который называют наиболее революционным из его ранних сочинений. В третьей и четвертой частях композитор добавил голос — сопрано, положив на музыку стихи австрийского поэта Стефана Георге (1868—1933 гг.). Странным смыслом наполняется сочинение, когда поэт просит об избавлении от глубокой печали и настаивает: «Возьми у меня любовь, дай мне счастье!» Невероятная тишина, сопутствующая исполнению, служила убедительным доказательством того, насколько современна и востребована музыка Шенберга. В едином союзе с музыкантами исполняла партию сопрано лауреат международных конкурсов Тамара Ходакова — известная оперная певица, солистка Киевского Муниципального театра оперы и балета. Ее великолепный голос буквально покорил зал, а музыканты вели свои партии — каждый на вдохновенном взлете.

Хранителями красоты, спасающей мир, в котором нам с вами выпало жить, назвал музыкантов автор цикла «Музыкальная культура Европы» Юрий Сульдин. И не согласиться с ним невозможно.

30 ноября в Национальной филармонии Украины состоится 4-й концерт цикла «Музыкальная культура Европы», посвященный Валентину Сильвестрову. В концерте участвуют Соня Сульдина (скрипка), Олег Безбородько (фортепиано), Инна Галатенко (сопрано), Дмитрий Таванец (фортепиано) и струнный квартет Post Scriptum.

Ольга САВИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ