Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С Лесей Украинкой и Шандором Петефи

24 мая, 2005 - 20:44
ПАВЕЛ БАЛЛА СО «СВОЕЙ» ЛЕСЕЙ / ФОТО АВТОРА

Известный закарпатский художник Павел Балла в течение 25 лет работает над циклом «Леся Украинка». Поэтессу Лесю Украинку и многофигурные композиции по ее произведениям Павел Балла начал рисовать в 80-е годы. Говорит, что это был авторский протест против насаждаемой тогда теории «Украина — младшая сестра России». Стихотворениями Леси Украинки юношу, венгра по национальности, значительно раньше сумела заинтересовать учительница украинского языка во время его учебы в художественном училище. Спустя некоторое время под впечатлением прочитанного начали появляться картины — «Стояла я и слушала весну», «Хотела бы я другой стать», «Гость с севера», «Не смотри на луну весной». Павел Балла говорит, что его больше всего поразило то, что больная телом Л. Украинка упрямо и уверенно преодолевала жизненные трудности. И все ради служения народу и родной культуре. Написанную недавно заключительную, 13-ю работу цикла Павел Балла назвал «Апофеоз Леси Украинки». На ней древнегреческая поэтесса Сафо и Тарас Шевченко покрывают лавровым венком голову Леси и тем самым зачисляют ее к светилам Олимпа.

В 90-е годы художник приступил к теме «Шандор Петефи». Петефи пламенным словом и с оружием в руках боролся за победу Венгерской революции 1848—1849 годов. Это выступление народа было подавлено царской Россией, а следы Петефи потерялись где-то в Сибири. П. Балла отмечает: «На Ш. Петефи нужно смотреть очень двояко. Он был маленький, слабый, даже хилый. Он, как и Леся Украинка, был слаб телом, а духом сильный. Мать — словачка, папа — хорват, а он стал одним из величайших венгров».

Шандор Петефи бывал в Ужгороде, Мукачеве и Павел Балла обдумывает, как воспроизвести эти посещения. Говорят, Шандор любил наблюдать за жизнью закарпатцев в винных погребах, на базарах. Вот если бы воспроизвели хотя бы один винный погреб под названием «Шандор Петефи» и на стенах картины Баллы... Мечтает художник показать полотна, посвященные Лесе Украинке и Шандору Петефи в Киеве, Луцке и Будапеште.

Богдан БАРБИЛ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ