Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Самураи. Искусство войны»

Так называется выставка, открывшаяся в Киевском планетарии
21 февраля, 2013 - 12:02
МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ УКРАШЕНИЙ ШЛЕМОВ СЛУЖИЛИ: МЕТАЛЛ, ДЕРЕВО, БАМБУК, ЛАКИРОВАННАЯ КОЖА
НА ВЫСТАВКЕ НЕ ОБОШЛИ ВНИМАНИЕМ И ДОВОЛЬНО МРАЧНУЮ ТЕМУ, ПОСВЯЩЕННУЮ РИТУАЛЬНОМУ САМОУБИЙСТВУ — «СЭППУКУ», ИЛИ БОЛЕЕ ПРИВЫЧНОЕ ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ — «ХАРАКИРИ». ВЫСШИЙ ИДЕАЛ САМУРАЯ, ВПИСАННЫЙ В КОДЕКС ЧЕСТИ «БУСИДО» («ПУТЬ ВОИНА») — ПРЕДАННОСТЬ, ОТКАЗ ОТ ЛИЧНЫХ НАДЕЖД И ЖЕРТВЕННОСТЬ, ВОЗВЕДЕННАЯ В АБСОЛЮТ. ГОТОВНОСТЬ К СМЕРТИ ДЕЛАЛА ЖИЗНЬ САМУРАЯ БЕЗУПРЕЧНОЙ
МЕЧИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КАК ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ (ЭТО ЛУК И СТРЕЛЫ), ОДНАКО ОНИ ЯВЛЯЛИСЬ ПРЕДМЕТОМ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМУРАЯ И СИМВОЛОМ ЧЕСТИ

Цель проекта — познакомить украинцев с культурой привилегированного, загадочного для европейца военного сословия, находившегося у власти в Японии с XII по XIX века.

Посетители выставки могут увидеть экспонаты, относящиеся к периодам Муромати (1333 —1573 гг.) и Эдо (1603 — 1868 гг.): оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, гравюры. А также образцы поэзии, кимоно, предметы быта, которые все вместе являются отражением особого образа жизни самураев.

Кто же они такие? Об этом вы сможете узнать во время экскурсии или самостоятельно прочитать из пояснительных текстов, сопровождающих каждую из частей экспозиции. Экскурсовод напомнила, слово «самурай» происходит от «сабурау», что в переводе с японского означает «служить вышестоящему лицу». Самураи были не только рыцарями, но и телохранителями своих господ, и слугами в повседневной жизни. А также мстителями за поруганную честь убитого хозяина (такие воины назывались ронинами, и истории их жертвенной жизни вошли в легенды, одна из которых подробно представлена в гравюрах на выставке).

Самой впечатляющей частью является экспозиция доспехов, которые состоят из кирасы, латной юбки, шлема и других деталей. Представлено феерическое разнообразие нашлемных фигур, имитирующих головы животных, мифологических существ, растения, цветы, насекомых, раковины... Материалами для украшений шлемов служили: металл, дерево, бамбук, лакированная кожа. Мечи, хоть и не являлись главным оружием в военных действиях (такими были лук и стрелы), но они являлись предметом религиозного культа, отличительным признаком общественного положения самурая и символом чести. Клинки у самураев настолько почитались, что им давали... имена. На выставке представлено разнообразие — от 30-сантиметровых ритуальных до полутораметровых боевых, в богато инкрустированных ножнах и обнаженных клинков. Согласно синтоизму, в доспехах и оружии олицетворены души их владельцев. После их смерти доспехи водворялись в домашних алтарях, им произносились молитвы, приносились жертвенные трапезы.

На выставке не обошли довольно мрачную тему, посвященную ритуальному самоубийству — «сэппуку», или в просторечии и более привычное европейскому уху — «харакири». Высший идеал самурая, вписанный в кодекс чести «Бусидо» («Путь воина») — преданность, отказ от личных надежд и жертвенность, возведенная в абсолют. Готовность к смерти делала жизнь самурая безупречной. Церемония самоубийства призвана была продемонстрировать его мужество перед лицом боли и смерти, чистоту помыслов перед богами и людьми. С первого, совершенного в 1156 году ритуального самоубийства самурая, сэппуку стал официальным вариантом ухода из жизни. Ритуал требует чистоты тела, для него специально шьется белое кимоно, на лицо наносится макияж, делается специальная прическа. После кровавой процедуры самурай должен был написать несколько поэтических строк, подводящих черту под его жизнью... Кстати, многие предсмертные строки самураев вошли в золотой фонд мировой поэзии!

Юридическая законность сэппуку была отменена в 1868 году, после реставрации в Японии монархии. Церемонию запретили, но случаи ее совершения повторялись и в ХХ веке (а последний из зафиксированных случился в наше время — в 2006 году). С реставрацией монархии в обиход вошли европеизированные мундиры для торжественных приемов. В коллекции представлены несколько образцов костюмов эпохи императора Мэйдзи (1868 — 1912 гг.), с которой и началось экономическое чудо Японии.

В зале религий рассказывается о пяти духовных источниках — синтоизме, буддизме, конфуцианстве, даосизме и народных верованиях, лучшие части которых были взяты для создания кодекса «Бусидо». Например, у святилища богини-солнца Аматерасу можно загадать заветное желание.

Кроме того, посетители выставки могут увидеть шестистворчатые ширмы, являющиеся не только предметами обихода, но и произведениями изобразительного искусства, заменяющими японцам картины.

Организаторы выставки «Самураи. Искусство войны» предлагают посетить мастер-классы по боевым искусствам и каллиграфии (выставка продлится до 20 апреля).

Фото Анатолия БОЙКО

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ