Он организован солистом оперы Большого театра Станиславом Сулеймановым, пианисткой Аллой Басаргиной и писателем Виктором Ерофеевым. Украину на «Курином боге-2008» представляла известная актриса театра и кино Ада Роговцева. Следует отметить, что Сулейманов мечтал построить в Коктебеле летний театр, чтобы придать фестивалю соответствующий размах. Со временем, по его задумке, «Куриный бог» мог бы привлечь в Коктебель ценителей искусства со всего мира и качественно поменять публику, приезжающую в поселок: фестиваль бы регулярно набирал обороты, становился курортом мирового масштаба, как, например, Сан-Тропе. Мощный, красивый человек, замечательный певец и гурман Станислав Сулейманов построил чудный коктебельский дом по собственному проекту в болгарском стиле. А вот театр построить не успел. В мае прошлого года Станислава Богдановича не стало, поэтому нынешний «Куриный бог» посвящен его памяти.
У фестиваля пока нет своей большой и постоянной площадки — только земельный участок и проект постройки летнего театра-беседки на 630 мест... Но традицию модной тусовки Серебряного века, идущей от Волошинского дома, умудрявшегося приютить в своих стенах до 400 человек артистической публики за лето, возродили и тщательно поддерживают из года в год на вилле BASSO — Станислава Сулейманова и Аллы Басаргиной. «Куриный бог-2008» собрал замечательных гостей, в частности, в Коктебель приехали: замечательная балерина и актриса Илзе Лиепа с мужем — генеральным директором Объединенной нефтяной группы Владиславом Паулюсом, писатель Виктор Ерофеев с женой и дочерью, солистка Большого театра Оксана Лесничая (сопрано), поэт-сатирик Владимир Вишневский с женой, украинская примадонна Ада Роговцева, семья художников Цигалей-Шагинян и др.
Первый день фестиваля был отдан Аде Николаевне Роговцевой. На коктебельской набережной, в знаменитом писательском доме Макса Волошина, актриса рассказывала с печалью и юмором, лирическими отступлениями и философскими выводами о своем творческом и жизненном пути; при свечах читала стихи Лины Костенко и Марины Цветаевой. После вечера публика раскупила почти все экземпляры мемуаров «Мій Костя», написанных Роговцевой о своем муже — знаменитом актере Константине Петровиче Степанкове.
Во второй день (в день рождения Станислава Сулейманова) гости стали собираться на вилле BASSO к семи часам вечера. В ожидании концерта участники посетили «чердачную выставку», экспозиция которой представляла фотографии знаменитых коктебельцев, стенд, посвященный Сулейманову, художественные работы Сергея Цигаля, детские рисунки самого младшего поколения коктебельцев из знаменитых семей, попивая мускат «Кара-Даг» из подвалов Коктебельского завода марочных вин, фонтаном бьющий из причудливой деревянной фигурки то ли карадагского чертика то ли домовенка. А за домом жарился 90-килограммовый теленок... В 20.00 гости расселись «На шампурах искусства» — зрительских местах в виде лавок-шашлыков (художники Марина Белова и Алексей Политов) на импровизированной летней эстраде виллы, увитой почти поспевшими гроздьями винограда. Вела вечер хозяйка фестиваля Алла Басаргина, которой помогал четвероногий помощник — 11-летний мопс Пабло, чинно восседавший у ее ног. Алла Борисовна помянула «коктебельцев», ушедших в прошлом году, — певца Станислава Сулейманова, актрису Любовь Полищук и поэта, художника-концептуалиста Дмитрия Пригова — сыграв в память о них три прелюдии Александра Скрябина. Писатель Виктор Ерофеев прочел мистический рассказ о смерти и загробной жизни из недавно вышедшей своей книги «Свет Дьявола. География смысла жизни». Тенор Василий Гафнер, представлявший на фестивале Центр оперного пения Галины Вишневской, исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Затем пушкинскую тему подхватила Илзе Лиепа, чувственно прочитавшая монолог Татьяны из последней главы «Евгения Онегина». А далее произошло чудо — явление «коктебельского соловья» (звание, данное на прошлом фестивале): солистки Большого театра Оксаны Лесничей. Многие зрители от этого дивного голоса, удивительного таланта, ослепительной чистоты и искренности даже пустили благоговейную слезу... После триумфального выступления оперной дивы к зрителям вышла Ада Роговцева. Это был еще один катарсис у публики, но уже полученный от драматического таланта. Актриса прочитала письмо Лики Мизиновой из спектакля «Насмешливое мое счастье», монолог Гелены из «Варшавской мелодии», монолог Эстер из «Священных чудовищ», а затем стихи Ахматовой, Цветаевой... Логичным переходом к застолью послужило искрометное выступление поэта-сатирика Владимира Вишневского, презентовавшего фрагменты из своей книги «Быть знаменитым некрасиво», рассмешив всех присутствующих, включая Роговцеву, и опять до слез... По окончании концерта стали услаждать «Куриного бога» не только духовной, но и земной пищей: теленком, брынзой, овощами, лавашем, марочным вином, чачей и местным коньяком.
Следующий третий день был посвящен путешествию по культовым коктебельским местам длиною в день. Чертов палец Карадага, где Оксана Лесничая в природных декорациях спела украинскую народную песню, опробовав дивную акустику этого места, а Илзе Лиепа «станцевала» своими божественным руками, освятив этот чудный пейзаж. Далее творческая тусовка переместилась в дом художницы Мирель Шагинян (дочери автора знаменитой «Ленинианы» Мариэтты Шагинян, ученицы Александра Дейнеки и свекрови Любви Полищук), оттуда переехала в совершенно ультрасовременный мир дома телеведущего Дмитрия Киселева, вознеслась на Планерную гору, уединилась в горном лесу в армянском монастыре XIV века Сурб Хач и вновь спустилась в Коктебель, чтобы освятить своим присутствием удивительные и неповторимые по своим разным архитектурным стилям ДОМА известных творческих коктебельцев.
Одним словом, все на фестивале было пропитано волошинским духом. Даже чиновник, экс-министр культуры Крыма, а ныне — зам.мэра Коктебеля, романтик-созерцатель Александр Хачко — организационно горячо поддержавший «Куриного бога», влился полноценным участником-поэтом, задушевным коктебельцем в ряды фестиваля.
Под занавес фестиваля родилась мысль создать попечительский совет «Куриного бога» и собирать деньги на летнюю сцену, которая могла бы вместить более 600 зрителей. И если Куриный бог будет благосклонен, мы таки получим новое крымское чудо — Коктебельский Сан-Тропе и окончательно сотрем государственные границы, ибо у этого фестиваля граница одна: мера вкуса, степень таланта и качества души...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
— Все, что происходит в Коктебеле, — вещь уникальная, — сказала Илзе Лиепа. — У любого такого события должен быть стержень. В данном случае им является Алла Басаргина — ее энергия, талант, ее человеческая суть, которая сформировалась и наполнилась поэзией этого места. Этот фестиваль небольшой по объему. Если бы у него была больше аудитория, то он бы нес огромную просветительскую миссию. Но то, что он сейчас так невелик, не значит, что он не велик внутренне. Я очень надеюсь, что фестиваль «Куриный бог» будет жить, и сделаю все от меня зависящее для его долголетия.
— Что отличает этот фестиваль, на котором я впервые? — спрашивает Ада РОГОВЦЕВА. — Он пока не имеет огромного масштаба и звучания, кроме замечательного названия «Куриный бог», что сразу делает его личностным. И плюс люди, которые его организовывают, в данном случае Алла Басаргина, — не отстраняются именно от личностной заинтересованности в происходящем, берегут память о тех, кто совсем недавно ушел (Сулейманов, Пригов, Полищук), поддерживают тех, кто жив и ныне действует. Замечательно, что здесь сохраняют в памяти Волошина, Цветаеву, Гумилева, всех, кто ступал по этой земле и оставил нам свое творческое наследие. И даже не столь важно, что на ней они оставили, а что отсюда унесли и подарили потом человечеству. Здесь ты попадаешь в сферу высоких идей, и эта сопричастность тебя очень возвышает духовно, нравственно. Переступившие порог этого фестиваля люди уезжают обогащенными. Культурная планка фестиваля очень высока. Я уверена, что круги, которые пойдут, захватят не только Коктебель, который уже понимает значительность этого мероприятия, но и Москву, и Киев...