Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сан-­Тро­пе, под­винь­ся, на пят­ки нас­ту­па­ет «Ку­ри­ный бог»!

В Кок­те­бе­ле про­шел IV фес­ти­валь ис­кусств
12 августа, 1996 - 20:22

Он ор­га­ни­зо­ван со­лис­том опе­ры Боль­шо­го те­ат­ра Ста­нис­ла­вом Су­лей­ма­но­вым, пи­а­нис­ткой Ал­лой Ба­сар­ги­ной и пи­са­те­лем Вик­то­ром Еро­фе­е­вым. Ук­ра­и­ну на «Ку­ри­ном бо­ге-2008» пред­став­ля­ла из­вес­тная акт­ри­са те­ат­ра и ки­но Ада Ро­гов­це­ва. Сле­ду­ет от­ме­тить, что Су­лей­ма­нов меч­тал пос­тро­ить в Кок­те­бе­ле лет­ний те­атр, что­бы при­дать фес­ти­ва­лю со­от­вет­ству­ю­щий раз­мах. Со вре­ме­нем, по его за­дум­ке, «Ку­ри­ный бог» мог бы прив­лечь в Кок­те­бель це­ни­те­лей ис­кус­ства со все­го ми­ра и ка­чес­твен­но по­ме­нять пуб­ли­ку, при­ез­жа­ю­щую в по­се­лок: фес­ти­валь бы ре­гу­ляр­но на­би­рал обо­ро­ты, ста­но­вил­ся ку­рор­том ми­ро­во­го мас­шта­ба, как, нап­ри­мер, Сан-­Тро­пе. Мощ­ный, кра­си­вый че­ло­век, за­ме­ча­тель­ный пе­вец и гур­ман Ста­нис­лав Су­лей­ма­нов пос­тро­ил чуд­ный кок­те­бель­ский дом по соб­ствен­но­му про­ек­ту в бол­гар­ском сти­ле. А вот те­атр пос­тро­ить не ус­пел. В мае прош­ло­го го­да Ста­нис­ла­ва Бог­да­но­ви­ча не ста­ло, по­э­то­му ны­неш­ний «Ку­ри­ный бог» по­свя­щен его па­мя­ти.

У фес­ти­ва­ля по­ка нет сво­ей боль­шой и пос­то­ян­ной пло­щад­ки — толь­ко зе­мель­ный учас­ток и про­ект пос­трой­ки лет­не­го те­ат­ра-­бе­сед­ки на 630 мест... Но тра­ди­цию мод­ной ту­сов­ки Се­реб­ря­но­го ве­ка, иду­щей от Во­ло­шин­ско­го до­ма, умуд­ряв­ше­го­ся при­ю­тить в сво­их сте­нах до 400 че­ло­век ар­тис­ти­чес­кой пуб­ли­ки за ле­то, воз­ро­ди­ли и тща­тель­но под­дер­жи­ва­ют из го­да в год на вил­ле BAS­SO — Ста­нис­ла­ва Су­лей­ма­но­ва и Ал­лы Ба­сар­ги­ной. «Ку­ри­ный бог-2008» соб­рал за­ме­ча­тель­ных гос­тей, в час­тнос­ти, в Кок­те­бель при­е­ха­ли: за­ме­ча­тель­ная ба­ле­ри­на и акт­ри­са Ил­зе Ли­е­па с му­жем — ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Объе­ди­нен­ной неф­тя­ной груп­пы Вла­дис­ла­вом Па­у­лю­сом, пи­са­тель Вик­тор Еро­фе­ев с же­ной и до­че­рью, со­лис­тка Боль­шо­го те­ат­ра Ок­са­на Лес­ни­чая (соп­ра­но), по­эт-­са­ти­рик Вла­ди­мир Виш­нев­ский с же­ной, ук­ра­ин­ская при­ма­дон­на Ада Ро­гов­це­ва, се­мья ху­дож­ни­ков Ци­га­лей-­Ша­ги­нян и др.

Пер­вый день фес­ти­ва­ля был от­дан Аде Ни­ко­ла­ев­не Ро­гов­це­вой. На кок­те­бель­ской на­бе­реж­ной, в зна­ме­ни­том пи­са­тель­ском до­ме Мак­са Во­ло­ши­на, акт­ри­са рас­ска­зы­ва­ла с пе­ча­лью и юмо­ром, ли­ри­чес­ки­ми отс­туп­ле­ни­я­ми и фи­ло­соф­ски­ми вы­во­да­ми о сво­ем твор­чес­ком и жиз­нен­ном пу­ти; при све­чах чи­та­ла сти­хи Ли­ны Кос­тен­ко и Ма­ри­ны Цве­та­е­вой. Пос­ле ве­че­ра пуб­ли­ка рас­ку­пи­ла поч­ти все эк­зем­пля­ры ме­му­а­ров «Мій Кос­тя», на­пи­сан­ных Ро­гов­це­вой о сво­ем му­же — зна­ме­ни­том ак­те­ре Кон­стан­ти­не Пет­ро­ви­че Сте­пан­ко­ве.

Во вто­рой день (в день рож­де­ния Ста­нис­ла­ва Су­лей­ма­но­ва) гос­ти ста­ли со­би­рать­ся на вил­ле BAS­SO к се­ми ча­сам ве­че­ра. В ожи­да­нии кон­цер­та учас­тни­ки по­се­ти­ли «чер­дач­ную выс­тав­ку», экс­по­зи­ция ко­то­рой пред­став­ля­ла фо­тог­ра­фии зна­ме­ни­тых кок­те­бель­цев, стенд, пос­вя­щен­ный Су­лей­ма­но­ву, ху­до­жес­твен­ные ра­бо­ты Сер­гея Ци­га­ля, дет­ские ри­сун­ки са­мо­го млад­ше­го по­ко­ле­ния кок­те­бель­цев из зна­ме­ни­тых се­мей, по­пи­вая мус­кат «Ка­ра-­Даг» из под­ва­лов Кок­те­бель­ско­го за­во­да ма­роч­ных вин, фон­та­ном бью­щий из при­чуд­ли­вой де­ре­вян­ной фи­гур­ки то ли ка­ра­даг­ско­го чер­ти­ка то ли до­мо­вен­ка. А за до­мом жа­рил­ся 90-ки­лог­рам­мо­вый те­ле­нок... В 20.00 гос­ти рас­се­лись «На шам­пу­рах ис­кус­ства» — зри­тель­ских мес­тах в ви­де ла­вок-­шаш­лы­ков (ху­дож­ни­ки Ма­ри­на Бе­ло­ва и Алек­сей По­ли­тов) на имп­ро­ви­зи­ро­ван­ной лет­ней эст­ра­де вил­лы, уви­той поч­ти пос­пев­ши­ми гроз­дья­ми ви­но­гра­да. Ве­ла ве­чер хо­зяй­ка фес­ти­ва­ля Ал­ла Ба­сар­ги­на, ко­то­рой по­мо­гал чет­ве­ро­но­гий по­мощ­ник — 11-лет­ний мопс Паб­ло, чин­но вос­се­дав­ший у ее ног. Ал­ла Бо­ри­сов­на по­мя­ну­ла «кок­те­бель­цев», ушед­ших в прош­лом го­ду, — пев­ца Ста­нис­ла­ва Су­лей­ма­но­ва, акт­ри­су Лю­бовь По­ли­щук и по­э­та, ху­дож­ни­ка-­кон­цеп­ту­а­лис­та Дмит­рия При­го­ва — сыг­рав в па­мять о них три пре­лю­дии Алек­сан­дра Скря­би­на. Пи­са­тель Вик­тор Еро­фе­ев про­чел мис­ти­чес­кий рас­сказ о смер­ти и заг­роб­ной жиз­ни из не­дав­но вы­шед­шей сво­ей кни­ги «Свет Дья­во­ла. Ге­ог­ра­фия смыс­ла жиз­ни». Те­нор Ва­си­лий Гаф­нер, пред­став­ляв­ший на фес­ти­ва­ле Центр опер­но­го пе­ния Га­ли­ны Виш­нев­ской, ис­пол­нил арию Лен­ско­го из опе­ры «Ев­ге­ний Оне­гин» П. Чай­ков­ско­го. За­тем пуш­кин­скую те­му под­хва­ти­ла Ил­зе Ли­е­па, чув­ствен­но про­чи­тав­шая мо­но­лог Та­тья­ны из пос­лед­ней гла­вы «Ев­ге­ния Оне­ги­на». А да­лее про­и­зош­ло чу­до — яв­ле­ние «кок­тебель­ско­го со­ло­вья» (зва­ние, дан­ное на прош­лом фес­ти­ва­ле): со­лис­тки Боль­шо­го те­ат­ра Ок­са­ны Лес­ни­чей. Мно­гие зри­те­ли от это­го див­но­го го­ло­са, уди­ви­тель­но­го та­лан­та, ос­ле­пи­тель­ной чис­то­ты и иск­рен­нос­ти да­же пус­ти­ли бла­го­го­вей­ную сле­зу... Пос­ле три­ум­фаль­но­го выс­туп­ле­ния опер­ной ди­вы к зри­те­лям выш­ла Ада Ро­гов­це­ва. Это был еще один ка­тар­сис у пуб­ли­ки, но уже по­лу­чен­ный от дра­ма­ти­чес­ко­го та­лан­та. Акт­ри­са про­чи­та­ла пись­мо Ли­ки Ми­зи­но­вой из спек­так­ля «Нас­меш­ли­вое мое счас­тье», мо­но­лог Ге­ле­ны из «Вар­шав­ской ме­ло­дии», мо­но­лог Эс­тер из «Свя­щен­ных чу­до­вищ», а за­тем сти­хи Ах­ма­то­вой, Цве­та­е­вой... Ло­гич­ным пе­ре­хо­дом к зас­то­лью пос­лу­жи­ло иск­ро­мет­ное выс­туп­ле­ние по­э­та-­са­ти­ри­ка Вла­ди­ми­ра Виш­нев­ско­го, пре­зен­то­вав­ше­го фраг­мен­ты из сво­ей кни­ги «Быть зна­ме­ни­тым нек­ра­си­во», рас­сме­шив всех при­сут­ству­ю­щих, вклю­чая Ро­гов­це­ву, и опять до слез... По окон­ча­нии кон­цер­та ста­ли ус­лаж­дать «Ку­ри­но­го бо­га» не толь­ко ду­хов­ной, но и зем­ной пи­щей: те­лен­ком, брын­зой, ово­ща­ми, ла­ва­шем, ма­роч­ным ви­ном, ча­чей и мес­тным ко­нья­ком.

Сле­ду­ю­щий тре­тий день был пос­вя­щен пу­те­шес­твию по куль­то­вым кок­те­бель­ским мес­там дли­ною в день. Чер­тов па­лец Ка­ра­да­га, где Ок­са­на Лес­ни­чая в при­род­ных де­ко­ра­ци­ях спе­ла ук­ра­ин­скую на­род­ную пес­ню, оп­ро­бо­вав див­ную акус­ти­ку это­го мес­та, а Ил­зе Ли­е­па «стан­це­ва­ла» сво­и­ми бо­жес­твен­ным ру­ка­ми, ос­вя­тив этот чуд­ный пей­заж. Да­лее твор­чес­кая ту­сов­ка пе­ре­мес­ти­лась в дом ху­дож­ни­цы Ми­рель Ша­ги­нян (до­че­ри ав­то­ра зна­ме­ни­той «Ле­ни­ни­а­ны» Ма­ри­эт­ты Ша­ги­нян, уче­ни­цы Алек­сан­дра Дей­не­ки и свек­ро­ви Люб­ви По­ли­щук), от­ту­да пе­ре­е­ха­ла в со­вер­шен­но ульт­ра­сов­ре­мен­ный мир до­ма те­ле­ве­ду­ще­го Дмит­рия Ки­се­ле­ва, воз­нес­лась на Пла­нер­ную го­ру, уе­ди­ни­лась в гор­ном ле­су в ар­мян­ском мо­нас­ты­ре XIV ве­ка Сурб Хач и вновь спус­ти­лась в Кок­те­бель, что­бы ос­вя­тить сво­им при­сут­стви­ем уди­ви­тель­ные и не­пов­то­ри­мые по сво­им раз­ным ар­хи­тек­тур­ным сти­лям ДО­МА из­вес­тных твор­чес­ких кок­те­бель­цев.

Од­ним сло­вом, все на фес­ти­ва­ле бы­ло про­пи­та­но во­ло­шин­ским ду­хом. Да­же чи­нов­ник, экс-­ми­нистр куль­ту­ры Кры­ма, а ны­не — зам.мэ­ра Кок­те­бе­ля, ро­ман­тик-­со­зер­ца­тель Алек­сандр Хач­ко — ор­га­ни­за­ци­он­но го­ря­чо под­дер­жав­ший «Ку­ри­но­го бо­га», влил­ся пол­но­цен­ным учас­тни­ком-­по­э­том, за­ду­шев­ным кок­те­бель­цем в ря­ды фес­ти­ва­ля.

Под за­на­вес фес­ти­ва­ля ро­ди­лась мысль соз­дать по­пе­чи­тель­ский со­вет «Ку­ри­но­го бо­га» и со­би­рать день­ги на лет­нюю сце­ну, ко­то­рая мог­ла бы вмес­тить бо­лее 600 зри­те­лей. И ес­ли Ку­ри­ный бог бу­дет бла­го­скло­нен, мы та­ки по­лу­чим но­вое крым­ское чу­до — Кок­те­бель­ский Сан-­Тро­пе и окон­ча­тель­но сот­рем го­су­дар­ствен­ные гра­ни­цы, ибо у это­го фес­ти­ва­ля гра­ни­ца од­на: ме­ра вку­са, сте­пень та­лан­та и ка­чес­тва ду­ши... 

ВПЕ­ЧАТ­ЛЕ­НИЯ

— Все, что про­ис­хо­дит в Кок­те­бе­ле, — вещь уни­каль­ная, — ска­за­ла Ил­зе Ли­е­па. — У лю­бо­го та­ко­го со­бы­тия дол­жен быть стер­жень. В дан­ном слу­чае им яв­ля­ет­ся Ал­ла Ба­сар­ги­на — ее энер­гия, та­лант, ее че­ло­ве­чес­кая суть, ко­то­рая сфор­ми­ро­ва­лась и на­пол­ни­лась по­э­зи­ей это­го мес­та. Этот фес­ти­валь не­боль­шой по объе­му. Ес­ли бы у не­го бы­ла боль­ше ау­ди­то­рия, то он бы нес ог­ром­ную прос­ве­ти­тель­скую мис­сию. Но то, что он сей­час так не­ве­лик, не зна­чит, что он не ве­лик внут­рен­не. Я очень на­де­юсь, что фес­ти­валь «Ку­ри­ный бог» бу­дет жить, и сде­лаю все от ме­ня за­ви­ся­щее для его дол­го­ле­тия.

— Что от­ли­ча­ет этот фес­ти­валь, на ко­то­ром я впер­вые? — спра­ши­ва­ет Ада РОГОВЦЕВА. — Он по­ка не име­ет ог­ром­но­го мас­шта­ба и зву­ча­ния, кро­ме за­ме­ча­тель­но­го наз­ва­ния «Ку­ри­ный бог», что сра­зу де­ла­ет его лич­нос­тным. И плюс лю­ди, ко­то­рые его ор­га­ни­зо­вы­ва­ют, в дан­ном слу­чае Ал­ла Ба­сар­ги­на, — не отс­тра­ня­ют­ся имен­но от лич­нос­тной за­ин­те­ре­со­ван­нос­ти в про­ис­хо­дя­щем, бе­ре­гут па­мять о тех, кто сов­сем не­дав­но ушел (Су­лей­ма­нов, При­гов, По­ли­щук), под­дер­жи­ва­ют тех, кто жив и ны­не дей­ству­ет. За­ме­ча­тель­но, что здесь сох­ра­ня­ют в па­мя­ти Во­ло­ши­на, Цве­та­е­ву, Гу­ми­ле­ва, всех, кто сту­пал по этой зем­ле и ос­та­вил нам свое твор­чес­кое нас­ле­дие. И да­же не столь важ­но, что на ней они ос­та­ви­ли, а что от­сю­да унес­ли и по­да­ри­ли по­том че­ло­ве­чес­тву. Здесь ты по­па­да­ешь в сфе­ру вы­со­ких идей, и эта соп­ри­час­тность те­бя очень воз­вы­ша­ет ду­хов­но, нрав­ствен­но. Пе­рес­ту­пив­шие по­рог это­го фес­ти­ва­ля лю­ди уез­жа­ют обо­га­щен­ны­ми. Куль­тур­ная план­ка фес­ти­ва­ля очень вы­со­ка. Я уве­ре­на, что кру­ги, ко­то­рые пой­дут, зах­ва­тят не толь­ко Кок­те­бель, ко­то­рый уже по­ни­ма­ет зна­чи­тель­ность это­го ме­роп­ри­я­тия, но и Мос­кву, и Ки­ев...

Оль­га СТЕЛЬ­МА­ШЕВ­СКАЯ, спе­ци­аль­но для «Дня». Фо­то Алек­сан­дра ГАЙ­ДУ­КА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ