В Киеве прошел проект «Терра инкогнита», посвященный знаменитому композитору Гельмуту Лахенманну.
Все-таки нечасто нам удается столь подробно знакомиться с творчеством современных знаменитых композиторов. Даже тех, кого принято называть живыми классиками. Между тем Гельмут Лахенманн, творчеству которого был посвящен трехдневный проект «Терра инкогнита», уже давно имеет подобный статус филармонического небожителя.
Лахенманн — автор множества симфонических и камерных произведений, обладатель престижнейших международных наград, почетный доктор Ганноверской высшей музыкальной школы, член нескольких Академий искусств. Без его опусов не обходится ни один более-менее заметный музыкальный фестиваль. Однако до недавнего времени его наследие в Украине оставалось вне активной концертной деятельности. Собственно, этот пробел и был призван восполнить совместный проект Гете-института в Киеве и столичной организации Национального Союза композиторов (куратор и идея — Людмила Юрина).
По сути, «Терра инкогнита» можно назвать своего рода «Лахенманновскими чтениями». В Киев прибыл талантливый ученик композитора, соавтор во многих его начинаниях, музыковед, дирижер и просто обаятельный человек — Маттиас Германн. Трудно себе представить более компетентного специалиста. Господин Германн провел интенсивные двухдневные мастер- классы, на которых прослушивались произведения Лахенманна, анализировались его партитуры, проходили репетиции его сочинений. Итогом этих усилий стал концерт, прошедший в киевском Доме ученых.
Концерт был составлен преимущественно из произведений, написанных для сольных инструментов; лишь во втором отделении прозвучало «Трио флюидо». Конечно, публике, собравшейся просто на концерт камерной музыки, был брошен серьезный вызов. Творчество Лахенманна крайне необычно. Главное направление его экспериментов — «переплетение», поиск необычных сочетаний инструментов, расширение диапазона звукоизвлечения. Так, в пьесе для кларнета «Из ничего» (исполнитель — Виталий Альфавицкий) используются в общей сложности четыре различных техники звучания. Кларнет, — пасынок в классической музыке, — предстает как инструмент с богатейшими возможностями. Причудливые звуки возникают и гаснут среди штиля пауз, вся пьеса кажется миниатюрно-изысканным акустическим садом. То же можно сказать и об очаровательной «Токкатине» для скрипки (Игорь Андриевский), требующей от исполнителя почти эльфийской грации и тонкости в обращении с инструментом. Неровное колебание звука и паузы, удара по клавише и молчания прекрасно передают основную тему «Музыки колыбели» для фортепиано (Владимир Ворончук).
Однако своего рода энергетическим центром концерта стали опусы, его завершавшие — «Давление» для виолончели, исполненное Юлией Белоусовой с необходимой экспрессией, и «Три флюидо» (буквально — «Трио расплывания») для кларнета, альта (Александр Павлов) и ударных (Данил Шурыгин). «Давление» — это настоящее путешествие в мир виолончели, выявление ее потаенных талантов, «очеловечивание» ее в музыке. А «Трио» — сложнейшая звуковая вязь, где сплетение и распад разных элементов находятся в состоянии сложного, постоянно меняющегося, равновесия…
Конечно, исполнение было не лишено огрехов. У наших музыкантов, воспитанных в академическом консерватизме, нет традиций игры современных сочинений. Но, впрочем, приобретение навыков — дело наживное. А появятся они только в том случае, если проекты, подобные «Терра инкогнита», станут регулярными. Ведь такая форма — мастер-класс плюс итоговый концерт — активно используется в мире.
Да и неизведанных земель не только в мировой, но и нашей музыке хватает…