Премией за наилучшую публицистическую работу в области журналистики, которую, начиная с 2004 года присуждает Госкомтелерадио, награжден журналист из Чернигова Сергей Дзюба за публицистическую книгу «Заминированный рай», которая вышла в издательстве «Чернігівські обереги». В книге рассказывается об украинских миротворцах, которые спасали наших моряков из захваченных пиратами кораблей, принимали участие в разминировании ливанских земель, под безжалостным шестичасовым обстрелом защищали важнейшие объекты в иракском городе Эль-кут, рисковали жизнью в Косово, Эфиопии, Эритреи, Грузии...
— А начиналось все с серии интервью, которые я записал для радио «Новый Чернигов», — рассказывает Сергей Дзюба. — Это даже не интервью, а радиофильмы длительностью до двух с половиной часов. Для них я подбирал музыкальный ряд, шумовые эффекты, то есть пытался приблизить рассказ моих собеседников к реальным ситуациям, о которых шла речь. Потом для местной газеты подготовил печатные версии интервью. Отзывы читателей заставляли работать дальше. Так родилась книга документальной прозы «Заминированный рай».
— Эта тема не новая, но книга имела эффект разорвавшейся бомбы. Как вам удалось собрать такие искренние, правдивые рассказы людей, которых вы раньше не знали?
— Герои книги — от солдата до генерал-лейтенанта. Я сам капитан запаса. Знаю о службе в армии не из книг. Поэтому мы говорили на одном языке, понимая друг друга с полуслова. Это были действительно очень искренние повествования на разные, в том числе и острые, темы — о солдатах, которые погибали часто из-за ошибок командиров, об отношениях с местными жителями, которые по-разному воспринимали миротворцев. После выхода книги ко мне обратилось очень много людей, которых она впечатлила, задела, как говорят, за живое. Обращались и научные работники, которые только начинают исследовать историю миротворческих акций, им очень важно было знать детали многих операций, услышанные от очевидцев.
Мысли двух людей для меня были особенно важны — моего друга, писателя, афганца Василия Слапчука, судьба которого и побудила к исследованию этой темы, и генерал-лейтенанта Анатолия Собора, который возглавлял украинских миротворцев в Ираке. С ним мы познакомились после выхода книги. Рецензия генерала на книгу была самой короткой и самой ценной: «Все правда!»
— В вашей книге двенадцать героев и сотни историй — трагических и радостных, грустных и веселых, героических и повседневных, которые еще называют окопной правдой. А какая история особенно поразила вас?
— По-видимому, это история дружбы пятилетней иракской девочки Битуль и майора Андрея Антонюка. Они познакомились в военном госпитале, где Андрей работал военным переводчиком, а маленькая Битуль находилась возле больной тети, потому что в полностью разрушенном городе сироте больше некуда было деваться. Среди несчастных, измученных бедой людей маленькая арабская девочка нашла спасителя, который рассказывал ей сказки из «Тысяча и одной ночи», учил украинскому языку и украинским песням. Маленькая Битуль удивила всех, когда запела на прощание «Несе Галя воду». Сейчас они переписываются. Девочка подросла, но не забыла своих спасителей. Фото майора Антонюка с арабской девочкой на руках я вынес на обложку своей книги. Потому что эта дружба является символом миротворческой миссии, в которой принимали и принимают участие украинские солдаты и офицеры.
— «Заминированный рай» — это ваша 27-я книга. До этого были сборники поэзий, юмора, детские книги, радиопьесы. Что дальше? Тема миротворцев для вас уже исчерпана?
— Она только начинается. После выхода книги меня начали находить люди, которые выполняли интернациональный долг в Анголе, Египте, Вьетнаме. Они хотят, чтобы их правду тоже услышали. Поэтому ставить точку пока рано. Сейчас работаю над продолжением этой темы.
— У книги хорошее начало. Премия имени Вячеслава Чорновила — это высокая планка.
— О конкурсе я прочитал в «Литературной газете». Отправил свою книгу по почте. Я не знал, кто является членом жюри, кто будет читать мою книгу. И даже не пытался узнать. Честно говоря, за делами я даже забыл о премии. И вдруг получаю известие из Киева о победе. Это особенно приятно, потому что свидетельствует об отсутствии коррупции или заговора в подведении итогов конкурса. К сожалению, сегодня это воспринимаешь скорее как исключение, чем как правило.