Сейчас произведения художницы представляют во Дворце искусств, и это первая посмертная ретроспективная экспозиция, в которой так широко демонстрируют творчество художницы, начиная с 1947 года (с ранних работ) и до линогравюры (до начала 1980-х гг.). Все экспонаты, а их в целом 122 (!), — из частного сборника журналиста и искусствоведа, также — политолога и общественного деятеля, а еще — автора двухтомника «Любовь и творчество Софии Караффы-Корбут» Богдана Горыня.
«Таких выставок не было после смерти художницы, — рассказал «Дню» Богдан Горынь. — Никто не знал, с чего она начинала и чем она завершала свое творчество. У меня есть большая ее коллекция, которая собиралась с первых дней знакомства с художницей, а познакомился я с ней в 1959 году, и уже сразу же она начала дарить мне свои произведения — керамические, графические, масляные... И тот мой сборник накопился очень быстрым темпом. Впоследствии жизнь заставила меня переехать в Киев. В Киеве я выставлял часть коллекции в Национальной библиотеке им. Вернадского, и это была шевченкиана Софии Караффы-Корбут. Потом к 80-летию, ко дню ее рождения была большая выставка в Союзе художников, также — экспозиция в Национальном музее литературы в Киеве. И, наконец, я подумал, что и львовяне должны знать о своей выдающейся художнице. Я считаю, и это мое святое убеждение, что во второй половине ХХ века у нас нет художников с такой мощной энергетикой, с такой разносторонней одаренностью, как София Караффа-Корбут, которая оставила нам произведения в керамике, в графике книжной, графике станковой, в проектах своих витражей и в 60 оформленных книг, которые разошлись в люди в семимиллионном тираже и на которых воспитывалось не одно молодое поколение. Мне кажется, что нужно было принять окончательное решение, как в дальнейшем поступить с той коллекцией. И я все произведения, которые сейчас имеются на ретроспективной выставке, передаю Львовской национальной галерее искусств».
Богдан Горынь говорит, что все произведения Софии Караффы-Корбут ему дороги как память. Но... «Самая дорогая для меня одна графика с автографом от 1 января 1963 года. Она ее рисовала ночью, когда была лютая зима, и утром принесла мне. Работа подписана так: «Данку, будь моєю совістю до кінця, в усьому». Когда это прочитал, то подумал, что должен все выполнять по совести. Это обязательство моральное, я не имел права продавать ее работы. Так и получилось: я все сохранил».
В день открытия экспозиции выставочный зал Дворца искусств напоминал улей — столько желающих пришли осмотреть произведения Софии Караффы-Корбут. Среди собравшихся — 91-летний поэт Николай Петренко, переводчик, писатель и научный работник Андрей Содомора, профессора Львовской академии искусств и Национального университета «Львовская политехника», также — музейщики, издатели, художники, актеры и режиссеры Театра им. Марии Заньковецкой, общественные деятели Николай Горинь и Михаил Косив.
«До сих пор творческий путь Софии Караффы-Корбут считывался с официального портрета, интеллектуальная глубина и драматизм в интерпретации украинской литературы, а опосредствовано, и истории (через поэзию Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко) казались отстраненными от ее характера, личностных переживаний, мечтаний и надежд, — отмечает историк искусства, проректор Львовской академии искусств Роман Яцив. — Теперь можно увидеть близкую к реальности, напряженную и тонкую экзистенцию выдающейся художницы, этапы ее «борьбы в себе», мощную работу духа, в результате которой и появлялась та настоящая, крепкая пластично-образная форма, тот уникальный сплав модернизма и этнокультурной стихии. Над многим можно задуматься современным украинцам, которые в новой исторической реальности тоже ищут пути своей самоидентификации, нередко вопреки обстоятельствам, преодолевая боль и разочарование».
Выставка из произведений Софии Караффы-Корбут, организованная по инициативе Народного музея Тараса Шевченко львовского Дворца искусств, будет развернута ко Дню Независимости. 23 августа у Софии Караффы-Корбут — день рождения, следовательно, вероятно, на фоне этой выставки пройдут и торжества по случаю дня рождения художницы.
Напомним, что мастер станковой и книжной графики София Караффа-Корбут родилась в 1924 году во Львове. Шедеврами графического творчества Софии Караффы-Корбут считаются ее интерпретации к «Кобзарю» Тараса Шевченко, поэме «Іван Вишенський» Ивана Франко и драмы-феерии «Лісова пісня» Леси Украинки. В целом в наработке художницы-иллюстратора избранные произведения Остапа Вишни, Павла Грабовского, Леонида Глибова, Андрея Волощака, Николая Лисича, Николая Петренко, Марии Пригары, также — поэма «Прометей» Андрея Малышко, историческая повесть Михаила Старицкого «Останні орли», «Літо краснеє минуло», «Досвітні огні», «Ясні самоцвіти» Леси Украинки, «Малий Мирон», «Лис Микита», «Борислав сміється» Ивана Франко.
Умерла София Караффа-Корбут 29 ноября 1996 года. Похоронена на кладбище села Куткир, что в Бусском районе Львовской области. На мраморе надгробия изображена Мавка, протягивающая к небу руки. Также вычеканены слова художницы: «Я цінності ті марні давно перецінила і знаю: головне в житті є тільки віра, праця, честь і добра пам’ять по тобі, що теж живе недовго...»
К слову: вскоре в библиотеке села обещают открыть музей художницы, о чем «Дню» сообщил распорядитель творческого наследия Софии Караффы-Корбут Василий Валько. Сейчас же продолжаются работы по обустройству — в помещении уже сделали ремонт и приобрели витрины, которые постепенно наполняются экспонатами, и это — оригинальные рисунки художницы, репродукции ее иллюстраций, книги и авторская керамика.