Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шедевры» на FM-радио уже и есть пародия...»

Почему дуэту «Свитязь» трудно создавать репертуар
23 марта, 2004 - 00:00


Сегодня в жанре пародии не работает разве что ленивый. Увы, в большинстве своем, сии творения примитивны, пошлы, порой оскорбительны. Более того, пародисты дошли до того, что начали пародировать... друг друга. Составляющие забавный дуэт «Свитязь» музыканты Дмитрий Гершензон и Анатолий Говорадло сумели в столь деликатном деле не перешагнуть черту, за которой заканчивается искусство. Поэтому ни много ни мало, но «Свитязей» называют явлением, не имеющим аналогов в СНГ. Артисты много лет не только вместе работают, но и дружат. Естественно, что на вопросы журналистов отвечают чуть ли не хором. Поэтому четкого разделения, где говорит Дмитрий, а где Анатолий, в интервью нет.

— На эстраде вы более двадцати лет, работать начинали с Василием Зинкевичем. В советские времена трудно было отыскать самый задрипанный ресторанный ансамбль, который не брал бы к исполнению ваши произведения, а это есть высшая степень популярности. И вдруг — резкий крен в столь легкомысленный (с первого взгляда, конечно) жанр, как пародия.

— Однажды нам предложили вести концертную программу. Идеалами конферанса в те годы считались статичные дикторы Ангелина Вовк и Евгений Меньшов. Становиться хоть немного на них похожими уже было страшно. И тут пришла шальная мысль — представлять артистов не по привычному шаблону, а куплетиками из их же песен. Правда, немного их переделать, перехохмить, этим и народ развеселить. Увы, тот концерт не состоялся, но все прикольные зарисовки сохранились. Через время ради интереса решили мы испытать сочинения на публике. Если честно, столь бурной реакции не ожидали — народ покатывался от хохота.

Вскоре нам поступило предложение вести телепередачу «Ранкова пошта» на УТ-1. Долго не соглашались, поскольку опять-таки сценарии состояли из жутких штампов. С пеной у рта мы доказывали редакторам, что все написанное — день вчерашний, необходимо искать новые ходы. Долго сражались и с горем пополам добро получили. Все было замечательно, пока дело не дошло до зачтения фамилий зрителей, приславших музыкальные заявки. Там такие перлы попадались, что мы от хохота срывали съемки. При этом редактор нам — тем, кого Бог наградил не менее колоритными фамилиями — Говорадло и Гершензон, с каменным лицом доказывал, что смеяться над чужим горем грешно!

Кстати, на репетиции одного концерта ведущая долго не могла справиться с фамилией Говорадло. И Говоридлой называла, и Говорудлой. Тогда один из юмористов выдал спич, который впоследствии стал крылатой фразой: «Говорадло — говорить i показує Москвадло».

— Не опасались, что народ ваше новое амплуа полностью все-таки не одобрит? Дескать, побаловались, ребята, похохмили и хватит. Пора возвращаться к серьезной музыке.

— А мы себя не считаем пародистами. Последние пытаются максимально раствориться в «жертвах» — копируют костюмы, телодвижения, мимику, тембр голоса. Далеко не всегда это выглядит удачно. Мы же ставим перед собой иные задачи — не быть зеркальным отражением коллег — наоборот, с юмором, по приколу изменить тексты их хитов. Поэтому свой жанр определяем не иначе, как «дружеский музыкальный шарж». Что касается серьезной музыки, то от нее мы никогда не отказывались. Практически все аранжировки песен Василия Зинкевича сделаны Димой Гершензоном, он постоянно сотрудничает с Виктором Павликом, Оксаной Билозир, Лилией Сандулесой, Татьяной Овсиенко.

— Как приходит мысль «взять в оборот» того или иного исполнителя?

— По-разному. Иногда за праздничным столом, иногда во время работы в студии. Но чаще всего в машине, поскольку там постоянно звучит FM-радио, а материала на всех волнах — непочатый край. Западет в душу какая-нибудь песенка, начинаем ее потихоньку крутить-вертеть. Правда, иногда попадаются такие «шедевры», что при огромнейшем желании их невозможно переделать. Это касается творений с совершенно бессмысленными текстами.

Хотя случаются и личные провалы. Вот, кажется, попали с очередным номером в десятку — сами животы от хохота надрываем, а начнем проверять на звукорежиссерах, друзьях — ноль реакции. Такие вещи на публику, конечно, не выставляем.

— Год назад, после вашего первого сольного концерта в ДК «Украина», на банкете кто-то произнес тост: «Пародия от «Свитязя» — это как знак качества, как орден «За заслуги перед Отечеством». Если Гершензон и Говорадло перепели исполнителя, значит, он по праву может называться популярным». С этим трудно не согласиться. Бывает, что звезды сами обращаются с просьбами о написании на себя шаржа?

— Естественно, даже в очередь выстраиваются. Более того, они еще и обижаются, если оказываются неохваченными. Подошел как-то Валера Малышев, попросил перепеть его хит «Тополь головой качает». У нас тут же родилось: «Токарь головой качает». Но исполнители должны понимать, что спародировать можно только раскрученные вещи. В противном получается полная ерунда. Сперва нужно долго и нудно объяснять зрителям, что это за артист такой, а потом ровно столько же доказывать, что оказывается, его искусство имеет право называться высоким.

— На украинской эстраде достойных претендентов на ваши хохмы немного. Не боитесь рано или поздно остаться без работы?

— Что правда, то правда — спародировали практически всех «зiрок», даже свели их вместе в дружеском шарже на Пашу Зиброва:

«П’ю не тiльки я один —
Вся тусовка наша.
Квасить Бiлик, Повалiй,
Навiть Злотник Саша.
Квасить Бобул i Кудлай,
Шестакова Нiнка.
Лиш не квасить Мозговий,
Бо болить печiнка.
На цiм свiтi пий, Миколо,
На тiм свiтi не дадуть.
Мертвi бджоли, мертвi бджоли,
Мертвi бджоли не гудуть»

Но у нас много творений на темы российских исполнителей, и вот уж на этой ниве «Свитязь» без урожая точно не останется. Там чуть ли не каждый день зажигается по звезде. А ведь помимо пародий мы не забываем о серьезной музыке, делаем аранжировки, на концертах обязательно поем все свои лирические вещи.

— Как российские звезды относятся к вашим шаржам?

— Жалоб пока не было. Например, Иосиф Кобзон хохотал до слез, услышав: «Важней всего — дружить с Кобзоном, а остальное — не резон. Ведь знают все: погоду в доме, и даже в Думе делает Кобзон». После одного концерта, где мы исполнили шарж на Киркорова, он сам к нам подошел, поблагодарил, сказал, что его пародируют все, кому не лень, но такого кайфа певец еще никогда не получал.

Несколько лет назад супруг Оксаны Билозир, будучи в Москве, показал там нашу кассету. Артисты пришли в неописуемый восторг и передали просьбу подготовить русский цикл. Не будем скромничать, нас это очень вдохновило.

Ольга КУНГУРЦЕВА. Фото из архива автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ