Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шляхетский» прием по мотивам украинского барокко

Сегодня Олег Скрипка и музыкальное издательство «Країна Мрій» приглашают в «Мамаеву Слободу»
16 февраля, 2012 - 12:17
ТАРАС КОМПАНИЧЕНКО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Для всех гостей обязателен дресс-код: нужно надеть шляхетский наряд Украины XVII—XVIII вв. Напомним, «День» уже сообщал о выходе сборника старинных кантов «Всякому городу нрав и права» в исполнении знаменитой певицы Нины Матвиенко и ансамбля старинной музыки под управлением Константина Чечени, а 16 февраля киевляне и гости нашей столицы смогут вживую услышать эти произведения. Состоится концерт, в котором выступят Матвиенко и музыканты под руководством Чечени. Хореограф Наталия Скорнякова проведет мастер-класс на основе танца «Гайдук», а группа «Хорея Козацька» вместе с Тарасом Компаниченко не только исполнят старинные произведения, но еще и станцуют, как когда-то это делали наши пращуры.

Напомним, «гетманская эпоха» — эпоха становления и расцвета украинского барокко. Возможно, кто-то скажет, что казачество и музыка барокко на первый взгляд современного человека — вещи несовместимые. Это и не удивительно, ведь история родной земли остается «терра инкогнита» для большинства из нас, подчеркивают организаторы шляхетского приема. Однако каждый украинец на самом деле на генетическом уровне интуитивно чувствует глубинную, сакральную связь этих понятий. И в самом деле, в XVI—XVIII вв. украинская песня, баллада, дума воспевали своего национального героя, формируя его романтический образ в общественном воображении. В народном сознании того времени образ казака-рыцаря олицетворял идеал украинца как такового. Поэтому не удивительно, что истинно «украинское» должно было нести на себе приметы «казацкого» и наоборот. Чем сильнее проявляется национальное начало, тем больше оно связывается с казачеством.

Музыка «казацкого барокко» или же, как ее еще называют, «старосветская» музыка средневековой Украины времен Гетманщины — непосредственная заслуга и духовный вклад рыцарей Войска Запорожского Низового в развитие как украинского, так и всемирного искусства.

Преисполненная всяческих опасностей, хищная пограничная степь Надднепрянской Украины XVI—XVIII вв. побуждала наших прадедов к воспеванию героики казацкой жертвенности на поле брани. Вдовы часто хранили окровавленные доспехи своих мужей, чтобы показать их сыну для настоящего понимания им его рыцарского призвания — красиво умереть на поле боя за святую православную веру, землю, закон правды и волю. Поэтому во время ренессанса, то есть национального возрождения во всех областях тогдашней национально-культурной жизни, средневековая музыка является самым ярким выразителем духовной сущности украинского казачества как рыцарского сословия нашей земли, нареченной испокон веков Украиной.

Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ