Люди, проведшие среди животных долгое время, начинают себя идентифицировать с четвероногими «собратьями».
Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми... среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал «предводителем» стаи дворовых собак — это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название синдром Маугли, пишут РИА Новости.
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точное определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Однако, как пояснила в своем комментарии для РИА Новости психолог, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры «Специальной и клинической психологии» Галина Алексеевна Панина, в общем, синдромом Маугли называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие синдрома Маугли очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.
Среди общих признаков синдрома Маугли выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с «собратьями»; так, восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по- прежнему настаивала, что она — собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же, не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у «Маугли» зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12—13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12—13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.
Как отмечает специалист, после 12—13-летнего порога неразвитого человека возможно только «надрессировать» или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность — большой вопрос.
Говоря о синдроме Маугли, возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь — переучить будет уже невозможно.
Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда — нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая — практически сразу, а старшая — спустя несколько лет, так и не научившись говорить.
В другом случае — когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.
Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой, — деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:
В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший синдромом Маугли. Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике...
После того как мальчика нашли — совершенно случайно — его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в «Дом милосердия» Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование «Дома милосердия». Как сообщила газета «Московский комсомолец», сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.