Автор его идеи — известная художница-эмальер Юлия Бородай. А организатор — Музей украинского народного декоративного искусства, где представлены интересные работы наших соотечественников и гостей из Грузии, Венгрии, Румынии, России и Испании.
Несмотря на то, что эмальерные традиции связывают преимущественно с арабскими, балканскими странами, а также странами Закавказья и Причерноморья, искусство эмали имеет давнюю украинскую «прописку». Так, эмаль использовалась в скифских золотых украшениях, в колтах и диадемах Киевской Руси, в изделиях культового назначения славной эпохи украинского барокко. А в конце XIX века искусство начало развиваться как станковое. В советские времена оно было несколько забыто. И только с началом независимости наблюдается его интенсивное развитие. Поэтому главная задача этого мероприятия — популяризация эмальерного дела. «Назрела не только потребность проведения такого фестиваля, а и необходимость объединить украинских мастеров в ассоциацию, подобную тем, которые существуют за границей, — говорит Юлия Бородай. — Это даст нам возможность внутренне интегрироваться, выполнять комплексные заказы, создавать школы (кроме той, которую создал мой отец Александр Бородай, их больше не существует), общаться с коллегами из-за рубежа, обмениваться с ними опытом...» Собственно, на круглом столе «Искусство эмали сквозь время и пространство», который состоится сегодня, данный вопрос — один из ключевых на повестке дня. А пока что официально представлен интернет-ресурс отечественных эмальеров: www. enamel.kiev.ua. А еще в планах — выпустить альбом «Украинская эмаль». Между прочим, он уже даже сверстан. Сейчас создатели в поисках средств для его издания (а это немного больше 10 тысяч дол.). Если бы нашелся спонсор, каждый обещает подарить по работе. Ювелирная или станковая эмаль — удовольствие не из дешевых. Смотри, и получится ценная коллекция...
В Музее украинского народного декоративного искусства экспозиция объединяет четыре раздела: эмаль и ювелирное искусство, эмаль как станковая отрасль, эмаль в архитектуре, эмаль как contemporary art, т.е. современное искусство. Очевидно, вокруг витрин с ювелирными украшениями ажиотаж создавали женщины. Сочетание традиции и современности — такой девиз участника выставки «Лобортас & Карпова». Оригинальные серьги и кольца, браслеты с узнаваемыми героями из картины Марии Приймаченко — чудо-зверями, тонкой работы цепочки, нательные крестики... «Эмаль — одна из наиболее старинных и наиболее сложных техник, однако очень красивых, — отмечает творческий директор этого ювелирного дома Ирина Карпова. — Работая с ней, мастер может проявить все свое профессиональное умение. Мы потратили несколько лет, чтобы эту технику адаптировать к современности. Теперь сочетание традиции и новации создает вот такую красоту (рукой указывает на витрину. — Ред.). И, по моему мнению, эта терапия искусством очень нужна в наше сложное время». Результаты art-терапии усиливали ювелирные изделия грузинки Екатерины Абасадзе: перстень, кажется, фамильный, принадлежавший кому-то из знатных грузинских родов, игриво украшенные солнцезащитные очки, кулон, который производил впечатление раритетного.
Естественно, наиболее широко на фесте была представлена Украина. Сакральное искусство презентовали удивительные иконы с элементами эмальерных украшений Святого Георгия Мученика и Казанской Божьей Матери Александра Сорокина и монументальное распятие Устима Федько... «Эмаль, если ее экстраполировать к священному искусству церкви — православной или католической — живет в основном в миниатюрном виде. То есть ею украшались металлические оклады напрестольных Евангелий. Также нагрудные украшения — от священников до патриархов, которые имеют распознавательный и символический смысл. Например, епископ, архиепископ, митрополит и патриарх носят на груди иконки, которые называют панагиями, — портрет Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы», — рассказывает искусствовед, доктор богословских наук Дмитрий Степовик, который на заданную тему может прочитать полноценную лекцию. «Фестиваль приятно удивил, — продолжает он. — Ведь традиционными странами эмали являются государства Восточного Средиземноморья, Закавказья, Причерноморья и Балкан. А Украина, которая в основном развивала искусство больших форм — станковое и монументальное — как будто стояла в стороне искусства миниатюрного, арабескового. И вдруг это мероприятие свидетельствует о том, что наше эмальерное дело возрождается. Отрадно, что здесь тематически присутствует Украина. Мы должны развивать национальную тематику. Это — перспективно. Иначе будем наследовать других или повторять себя в прошлом».
Украина тематически присутствует в оригинальной масштабной работе Александра Бородая «Звери идут в гости к Марии», посвященной столетию со дня рождения Марии Приймаченко. Она — авангардная. Состоит из соединения эмалированной посуды, решетчатого ограждения и чеканных разноцветных мальв. В произведениях Степана Марчука «Хортиця сквозь века», Михаила Николаева «Млечный путь», Нелли Княжковской «Украина. 33 год» и «Украина. Чернобыль», Сергея Юркова «Над Бугом» названия говорят сами за себя... «Мне очень приятно видеть работы одновременно молодых и маститых художников, — делится впечатлениями искусствовед Оксана Гордиец. — Следует отметить, что произведения наших художников выгодно отличаются. Чувствуется серьезная профессиональная подготовка. Прекрасно построены композиции. Они не просто демонстрируют технику, ее возможности, а пытаются сказать, что думают о мире, и сделать его лучше. Это тот высший уровень искусства».
Ныне в ходе круглого стола будут подводить итоги фестиваля — в частности, отмечать лучшие работы. Кстати, обладатель первой премии будет иметь возможность организовать персональную выставку в Музее украинского народного декоративного искусства. И будут говорить о фестивале следующем — планируется, что мероприятие будет проводиться раз в два года. Организаторы имеют амбициозные планы превратить его в творческое событие в жизни страны, с расширяющейся географией участников, а количество посетителей, среди которых были бы искусствоведы, коллекционеры, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, иностранные туристы — росло бы из года в год.