Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Смертельная гонка»: Роджер Корман вместо мотора

9 сентября, 2008 - 19:11
КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Фильм «Смертельная гонка» — тот случай, когда интересно имя не режиссера (Пол Андерсон, постановщик первой «Обители зла» и «Чужого против хищника»), не исполнителя главной роли (мрачный и не всегда интересный мачо Джейсон Стетхем), а продюсера. А им является не кто иной, как Роджер Корман.

Этот человек — не просто живая легенда; фактически он, не сняв ни одного хорошего фильма, оказал огромное влияние на американское и мировое кино. Его часто называют королем категории «Б», и это правда — в его достижениях более чем 200 произведений кинематографического треша (от английского «trash», что означает «мусор»), причем значительное их количество снято в рекордно короткие сроки — от двух-трех дней до полугода максимум, и с неслыханно низкими бюджетами. Однако основной вклад Кормана в искусство — это режиссеры и актеры-дебютанты, которые сняли у него свои первые фильмы или сыграли в них первые роли. Вот далеко не полный, однако внушительный список: Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джек Николсон, Роберт де Ниро, Джеймс Кемерон, Питер Богданович, Чарльз Бронсон. У Кормана чрезвычайное чутье на таланты, которое он не утратил и ныне, в 80-летнем возрасте: тот же Тимур Бекмамбетов, автор коммерчески успешных «Дозоров» и «Особо опасного», также начинал у патриарха.

Не очень понятно, что толкнуло на такой союз Андерсона — ведь его «Смертельная битва», «Обитель зла», «Чужой против хищника» — вполне успешные проекты. Очевидно, решил причаститься к счастливой судьбе кормановских учеников. Даже сам фильм является римейком давней картины Кормана «Смертельная гонка 2000», где главные роли сыграли Дэвид Каррадайн и Сильвестр Сталлоне. Все как следует: сначала рассказывают очередную страшилку о том, что в 2012 США накроют колоссальный кризис, ужасная безработица и неконтролируемая преступность, а в тюрьмах будет твориться вообще бог знает что: главным развлечением там станут вышеупомянутые смертельные гонки.

Правила очень простые: надо проехать контролируемую охранниками трассу и прийти живым к финишу. Сделать это непросто, так как все автомобили вооружены пулеметами, напалмом, ракетами, разными видами защиты и покрыты броней. Гонка длится 3 дня. Кто выиграл пять гонок подряд — получает свободу.

Стэтхем играет бывшего автогонщика Дженсена Эймса, который потерял место сначала в спорте, а со временем — и на сталелитейном заводе. А потом вообще оказался в тюрьме. В целом, весь фильм Андерсона наполнен очень узнаваемыми характерами — на манер такого, которого играет Стэтхем. Все мужчины — мужественны и мрачны, девушки — сексапильные, но тоже отчаянные, а директор тюрьмы Хеннесси (Джоан Аллен) — разумеется, холодная циничная стерва. Однако здесь не до психологических тонкостей, так как главное — катание на бешеных скоростях, драки и стрельба. Все трюкачество выполнено вполне добротно и не похоже на мусорные шедевры, по которым знают Кормана. Но и слишком успешным этот фильм тоже не назовешь. Получился, в сущности, очередной, сдобренный насилием кинокомикс, развлечение на вечер. Лишь один интересный вопрос — в каком направлении теперь будет развиваться Пол Андерсон? Он, даже со своей «Смертельной битвой», — не Коппола, не Лукас и не Кемерон, и все же должен начать снимать немного по-иному. Может, немного лучше, чем до этого: имя продюсера обязывает...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ