Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сохранить нельзя – уничтожить!?

В Национальном художественном музее Украины открылся проект-реставрация «Спецфонд 1937—1939»
26 января, 2015 - 18:05
ИВАН ЛЫСЕНКО «ОТКАТЧИКИ»
ГРИГОРИЙ ХИЖНЯК «КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ» (ЭСКИЗ), 1930-е

Последующее уничтожение — такой была цель создания секретных фондов в ведущих музеях бывшего СССР. Прятали произведения «врагов народа», «формалистов», «националистов» — всех, кто мог вызывать обеспокоенность в тогдашних властных кругах. На первый взгляд, картина, созданная в духе советской идеологии, тоже могла попасть в хранилища, потому что  идеологическая тематика не спасала от репрессий художников, если не была воплощена в реалистической форме.

Инвентарная книга поступлений в спецфонд Государственного украинского музея (сейчас НХМУ) в 1939 году насчитывала 1747 позиций, на сегодня сохранилось около 300. С началом Второй мировой войны спецфонд уничтожить не успели, но представители НКВД все равно проверяли соблюдение режима секретности сохраненных произведений А.Эстер, А.Богомазова, Д.Бурлюка, В.Пальмова, А.Грищенко, А.Бизюкова, С.Йоффе. 

 — Реабилитация художников спецфонда состоялась уже давно. Украинский авангард признан в мире, — заметил Дмитрий ГОРБАЧЕВ, искусствовед, консультант международных аукционов, бывший главный хранитель фонда. — Работы проекта интересны, поскольку видно, что у нас был полный диапазон европейской стилистики, начиная от экспрессионизма и футуризма, даже сюрреалистическая. Для украинцев важно: то, что происходило в искусстве на Западе, было и у нас, но на своем уровне, оригинальном, не просто подражание чужой манере. Для национальной гордости — очень важно знать, что мы были в русле мирового искусства и при этом оригинальны.

Полотна спецфонда музея представлены в постоянной его экспозиции, однако теперь к ним добавлены и картины, которые раньше были недоступны посетителям. Три зала новой выставки освещают тематически три «зоны» — восстания, общественное сопротивление (В.Чаплиенко «Повстанцы в горах», М.Козак «Средства порабощения человека», О.Гурская-Калачева «Расстрел ветеранов»), бытовая и сельскохозяйственная темы (М.Юрченко «Портрет мальчика. Этюд», О. Сиротенко «Отдых», А. Черкасский «Доярка»), индустриального пространства (П. Дейнека «Заводы и гавани замерли», С. Григорьев «Шахтеры», И. Портнов «На заводе»). Так зал, посвященный изображению повстанческих движений, военных событий, творит своеобразную преемственность истории, связанную с нынешними событиями.

 — Картина О.Мизина «Оборона Луганска» — будто о сегодняшнем дне, — говорит куратор выставки, главный хранитель НХМУ, Юлия ЛИТВИНЕЦ. — Досадно, но  в настоящее время на востоке страны происходят похожие события, продолжается оборона края. В целом предметы выставки принадлежат к «нулевой категории», по советской системе — к произведениям не музейного значения. Это для полотен и стало спасением. Кроме того, на то время было уже столько расстрелянных сотрудников музея, потому те, кто остались, боялись ступить лишний шаг. Молчали часто и потому, что не знали об особом фонде в подвальном помещении...

Большинство работ выставки принадлежат к 1930-ым. В последнем зале есть картины, которые со сталинского времени не экспонировались, в частности, полотно И. Лысенко «Откатчики» (1927 г.) — разорвано на две части и отреставрировано специально к открытию проекта, а также картина неизвестного художника «На погрузке хлеба», манерой и стилем очень похожа на работы Л.Крамаренко.

Во время инвентаризации в 1950-е картины снимали с подрамников, на которых отчасти была информация о работах (вместе с уничтоженными подрамниками музей потерял сведения об авторах и периодах создания).

 — Здесь представлено искусство в чистом виде, — отметил художник, член Национального союза художников Украины, Николай СОКОЛОВ. —  Подборка работ на сегодня — актуальна и интересна. Искусствоведы всегда ценили 1930-е, потому что это был расцвет и мощный прорыв в искусстве советской эпохи.

Итогом выставки станет каталог спецфонда музея, к созданию которого организаторы приглашают всех, кто мог бы предоставить потерянную информацию о представленных работах.

Проект-реставрацию «Спецфонд 1937—1939» можно увидеть до 29 марта.

Наталья ВУЙТИК. Фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ