Вместо того, чтобы выбрасывать пластиковые бутылки в урны и контейнеры для мусора, можно сделать из них декоративные украшения, чтобы сэкономить деньги семейного бюджета, также стоит перейти на энергосберегающие лампочки, а для сохранения окружающей среды в целом Украине давно следует переходить на альтернативные источники энергии — это только небольшая часть идей, которые выразили участники Всеукраинского конкурса «Здоровая планета — здоровый ты!».
С одной стороны, их предложения не новые, и о них мы давно слышим из уст экологов. Но когда за проблему сохранения окружающей среды берутся дети, она приобретает какое-то особенное звучание и заставляет задуматься: если к таким простым вещам призывают молодые украинцы, то, наверное, настало время прислушаться и действовать. Проводили конкурс экологических проектов компания «Philips» совместно с Институтом инновационных технологий и содержания образования МОН и издательством «Шкільний світ». Как рассчитывали организаторы, на их призыв отзовется максимум 200—300 школьников и учителей. Однако за восемь месяцев, пока длился конкурс, поступило более трех тысяч работ. Кроме рисунков, письменных произведений и разработок уроков на тему охраны окружающей среды, в адрес конкурса поступили тематические видеоролики, эко-календари и даже фильмы-репортажи об экологических катастрофах своего региона.
— Присылали нам все что угодно — фотографии, рисунки, были отдельные проекты от школ и детских садов, которые переоборудовали свои учебные заведения с точки зрения энергосбережения, например, меняли обычные лампочки на энергосберегающие и подсчитывали, какую экономию это им принесло, готовые результаты послали нам, — рассказала директор издательства «Шкільний світ» Марина МОСИЕНКО. — Также мы получили семейные проекты, что оказалось для нас неожиданностью. Такое количество участников свидетельствует, что эта проблема интересует общество гораздо больше, чем мы думаем, а наши ученики не только осознают важность экологической ответственности, но и готовы воплощать ее в жизнь.
В том, что дети действительно готовы делать что-то, чтобы поддерживать экологический баланс в природе, убедился «День» после общения с одним из победителей конкурса — шестиклассником из Кривого Рога Виктором КУРИЛЕНКО. Он разработал проект солнечной кухни, то есть такой, где вся техника работает на солнечных батареях, а сейчас собирается протестировать ее у себя на даче.
— Частично материалы уже собрал, нужно только время, — говорит школьник. — В своем проекте я предлагаю заменить традиционные источники энергии на восстановительные, чтобы не черпать ее из тех ресурсов, которые в природе почти не возобновляются, например уголь. Работать над проектом мне помогали родители и руководитель судо-модельного кружка, который я посещаю. Он помог мне сделать макет солнечной кухни с гиперболическим концентратором. Благодаря ему солнечная энергия превращается в тепловую. Если бы такая кухня была в каждой квартире или хотя бы в каждой десятой, то можно было бы говорить об уменьшении парникового эффекта, а следующим поколениям досталось хотя бы немного традиционных источников энергии. Эта тема в настоящее время актуальна, и я хочу, чтобы Земля осталась будущим поколениям такой, какой она была. Над фильмом я работал шесть месяцев, а над проектом и практической частью, где я рассказываю о работе кухни, — четыре месяца. Фильм я снимал с родителями, а мама научила меня работать в специальной компьютерной программе.
— Солнце всегда интересовало моего сына, как планета и как источник энергии, — дополняет рассказ Виктора его мама, Вера КУРИЛЕНКО. — В прошлом году он подготовил проект «Солнце — планета солнечной системы», потом заинтересовался, как можно использовать солнечную энергию, чтобы делать что-то полезное для человечества. А здесь как раз услышал о конкурсе и решил принять в нем участие. Думаю, что такие инициативы от ведущих компаний очень актуальны и нужны, об этом свидетельствует и большое количество участников, которое отозвалось на конкурс. Это просто невероятно, что в Украине есть столько детей, которые хотят что-то узнать и сделать для улучшения экологической ситуации.
Чтобы поощрить школьников и дальше работать над своими разработками, лучшие работы опубликуют в газетах и книгах издательства «Шкільний світ». Всех участников наградят дипломами лауреата и поощрительными призами, а победителей — дипломами, бытовой техникой и электроникой. Но, если бы еще кроме наград и одобрения кто-то взялся за финансирование детских проектов...