Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спорт как искусство

Киевская галерея «ЦЕХ» отметила десятилетие новой выставкой
4 августа, 2015 - 09:45
НИКОЛАЙ БЕЛОУС. «ОБЛАЧКА» / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ГАЛЕРЕЕЙ «ЦЕХ»

Проект «Спорт» — о сути искусства, которую передают образы соревнований, футболистов, бегунов и тому подобное. «Искусство и спорт роднит наличие арены. Также и искусству, и спорту нужен зритель, — объясняет замысел владелец галереи «ЦЕХ» и куратор выставки Александр Щелущенко. — Каждый представитель мира искусства — это спортсмен, который хочет доказать миру, что его визуальный опыт — лучший и самый ценный». В выставке приняли участие художники, постоянно сотрудничающие с галереей: Николай Белоус, VALYA, Ярослав Деркач, Рустам Мирзоев, Сергей Олексюк и Евгений Петров.

В экспозиции сразу привлекает внимание пьедестал — на таком награждают победителей спортивных соревнований — с номерами «4», «5» и «6». Это — «Пьедестал почета» луганчанина Ярослава Деркача. «Эта работа — ода вторым номерам, — комментирует Александр Щелущенко. — В спорте немногие знают о четвертых и пятых номерах, но их много, и это — талантливые люди, которые посвятили жизнь тому, чтобы одержать первенство. В искусстве аналогичная ситуация, даже более категоричная. Каждый его представитель либо первый, либо никакой. И робота Ярослава Деркача — это история о тонкой грани между первыми и вторыми, о том, что почет распределяется по номерам — что тоже, в принципе, абстрактное понятие».

Поражает фотографичность акварели одессита Евгения Петрова. На картине «Куда бежать?» по пляжу несется группа спортсменов, забрызганных черной грязью. Никто не знает, куда бежать, но бежать нужно, более того, нужно добежать до финиша первым. По аналогии со спортсменами за «тем, не знаю чем» гонятся художники. Рядом стоят небольшие скульптуры Евгения Петрова, это — тоже спортсмены «без глянца». Кто-то в шортах поднимает гири, кто-то роняет штангу, дворовые футболисты гоняют мяч по грязи. Посредством таких образов художник разрушает пафос соревнования и жизни вообще.

Из сочных пятен состоят картины спортивного парада и бодрых физкультурниц. Автор — художник Николай Белоус, который сочетает цвета на работах собственным уникальным методом. О технике Белоуса рассказал Александр Щелущенко: «Цвет на фоне, похожий на хаки, является смесью трех основных цветов: красного, синего и желтого. Когда кладешь на него любую контрастную краску, он гармонизируется. Нужно положить цвет в один слой, очень нежно — тогда смесь просвечивает и гасит контраст». Также Николай Белоус рисует воздух черным, благодаря чему создается впечатление театральности: фон темный, но передний план как будто освещен прожекторами.

Пикантный интерактив — работа «Приятная неожиданность. Линдик» художницы VALYA. Огромный льняной канат спускается с потолка галереи до самого пола, и каждый может попытаться влезть на него. Работа является рефлексией на опыт из подросткового возраста. «Как-то в школе на уроке физкультуры VALYA залезла на канат и там впервые почувствовала сексуальное возбуждение. А «линдик» — давнее украинское слово на обозначение женского полового органа», — делится Александр Щелущенко.

Две работы на выставке связаны с любимым спортом украинцев — футболом. «Криштиану» — портрет Криштиану Роналду из шнурков футбольных бутсов всех цветов радуги, намотанных на металлическую сетку. Это — робота Сергея Олексюка, художника родом из Коломыи, ученика знаменитого сценографа Даниила Лидера. Рядом картина «Foetus» Рустама Мирзоева из Николаева. Художник нарисовал первую команду футболистов-индейцев из Аргентины — сделал это по фотографиям столетней давности. Наверху на коллективном портрете — красная надпись «foetus», что с латыни переводится как «зародыш». Дело в том, что с появлением этой команды, в частности, родился знаменитый латиноамериканский футбол. Мяч, который держат спортсмены, олицетворяет зародыш этого футбола.

«За десять лет работы «ЦЕХ» провел много интересных событий. Наших художников знают за рубежом, они выставляются в Латвии, Литве, Турции, до войны — в России, также во Франции и в Германии, — перечисляет Александр Щелущенко. — Моя задача — продвигать оригинальное и качественное украинское искусство в мире. Нужно фокусироваться на конкретной личности и «копать глубоко», делать художника звездой мирового уровня. И еще одна моя задача — оставить наших художников в Украине».

Выставка «Спорт» продлится в галерее «ЦЕХ» в Киеве до 3 октября

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ