Оперетта является жанром парадоксальным. За ним закрепилось определение «легкого» жанра. Для восприятия действительно сложно найти более «усваиваемый» вид искусства. Не успеваешь ни устать, ни зазеваться. Все время на сцене что-то меняется — танцы, пение, драматические сценки, комичные номера, оркестровые фрагменты.
Но в этом как раз и заключается определенный парадокс: то, что для публики является «легким», для тех, кто создает оперетту на сцене — большой труд. Пожалуй, для актеров нет жанра более сложного, потому что нужно уметь все: играть, танцевать, петь. И нередко все это — одновременно. И, естественно, без фонограмм и микрофонов. Столичный Театр оперетты с каждой премьерой и концертом показывает все лучшие результаты. Художественный руководитель коллектива Богдан Струтинский понимает главное: в нелегкое для людей время оперетта является «антидепрессивным жанром». Можно вспомнить о том, что во время Великой депрессии 1930-х годов в Америке расцвел мюзикл, в годы Второй мировой войны в СССР активно снимали кинокомедии. Это помогало уйти от нелегкой действительности в другой, более красивый мир. Похоже, сегодня на себя подобную функцию взял Киевский театр оперетты.
Открытие юбилейного сезона гала-концертом уже стало определенной традицией. Невозможно не вспомнить серию жанровых программ театра за последнее время: концерт балетной труппы (бенефис главного балетмейстера Александра Сегаля «Балет — моя жизнь»), шоу «Танго жизни», которое вошло в текущий репертуар; концерт симфонического оркестра театра «От Баха до Оффенбаха». Худрук коллектива оперетты словно пытается показать, что в театре нет ведущих и второстепенных ролей и профессий. Кроме того, именно такие жанровые эксперименты помогают открывать новые имена. Например, в театре в последние годы появилась звезда балетной труппы — Максим Булгаков (участник телешоу «Танцы со звездами», выступавший в паре с актрисой Снежаной Егоровой), обладающий потрясающей энергетикой, невероятной гибкостью и артистизмом. После «Танца пантеры» из «Мистера Икс» (в паре с Яниной Сазоновой, балетмейстер-постановщик Александр Сегаль) даже артисты балета, которые находятся в зале, с облегчением выдыхают. Потому что именно они, как никто другой, понимают, насколько этот номер не только красив, но, прежде всего, опасен. «Танец пантеры» достоин любого конкурсного соревнования — с огромным количеством сложных движений, прыжков и особенно поддержек.
В последнее время каждый концерт оперетты становится открытием: молодых актеров-певцов, новых номеров и балетных миниатюр. А также — это реклама не только текущего репертуара театра, но и новых спектаклей (на открытии был представлен блок из «Сорочинской ярмарки» Рябова). Потрясающий по энергетике дуэт замечательных артистов — Людмилы Бельской и Николая Бутковского (Хивря и Афанасий Иванович). В роли Хиври актриса просто «расцвела», а с каждым новым выступлением чувствуется, как этот образ обрастает новыми красками, заставляя публику реагировать непосредственно и очень бурно. Кстати, в предыдущих постановках «Сорочинской ярмарки» песня Хиври, в которой раскрываются ее неудовлетворенные внутренние порывы, вырезалась из-за сложной вокальной линии для исполнительниц характерных ролей. Но, зная диапазон Людмилы Бельской, режиссер восстановил этот номер в спектакль, чем оправдал образ «злостной скандалистки» (Хивря Бельской — фонтан эмоций и женственности).
Афанасий Иванович (Бутковский) потряс своей пластичностью. Актер словно является отражением знаменитой фразы: «Все течет, все изменяется». Образ Афанасия Ивановича становится интернациональным: для того, чтобы его понять, не обязательно знание языка. Пантомима Бутковского может затронуть в человеке очень тонкие струны именно потому, что актер работает нервами, как скрипка.
Именно гала-концерты дают возможность раскрыть не только рамки жанра оперетты, в котором работает труппа, но и индивидуальные способности и талант каждого артиста. В программе исполняются украинские романсы, итальянские песни и даже оперные арии. Именно на концерте ярче всего видна тенденция омоложения труппы (ныне большая часть участников — молодежь). На открытии сезона публика тепло приняла Галину Григорчак с «Весенними голосами» Иоганна Штрауса — легкое, прозрачное колоратурное сопрано с хорошей технической подготовкой и достаточно уловимыми «нотками» своего педагога — Евгении Мирошниченко.
Фавориткой вечера стала Тамара Калинкина, закрывавшая концерт, исполнив знаменитую «Карамболину» из «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана. У Тамары крепкое лирико-драматическое сопрано (даже удивительно для столь утонченной внешности), блестящие внешние данные, подвижность, легкость в танцах, обаяние и требовательность к себе, которая не дает актрисе останавливаться на достигнутом.
С особым почитанием публика принимала корифеев театра — Тамару Тимошко-Горюшко в паре Валентином Рожковым (они исполнили сцену Каролины и Пеликана из недавней премьеры — «Мистер Икс» И.Кальмана), понравилось также выступление Людмилы Маковецкой и Александра Трофимчука (дуэт «Осеннее золото» Игоря Шамо). Кстати, сценарий гала-концерта, в котором не было ничего формального (автор и одна из ведущих — Валентина Донченко-Бутковская), вызывали теплые эмоции зрителей. Например, поздравления Елены Арбузовой с первым выступлением после рождения дочки или поддержка дебюта молодого певца Александра Чувпило с исполнением арии Мистера Икс из одноименной оперетты Кальмана.
В новом сезоне Киевская оперетта планирует расширить свой репертуар, дополнив его комическими операми для малой сцены «Театра в фойе» и стильными мюзиклами, которые будут поставлены на большой сцене театра. Ныне творческий коллектив работает, в частности, над оперой-буфф «Ключ на мостовой, или Приключения свадебной ночи» Ж. Оффенбаха и мюзиклом «Бал в Савойе» П. Абрахама. Также в этом сезоне планируется празднование 75-й годовщины со дня основания Театра оперетты.
Отрадно, что в кассах висит табличка «Билетов нет», а возле входа масса желающих киевлян и гостей нашей столицы попасть в театр.