Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Средство от депрессии

Театр оперетты открыл 75-й сезон гала-концертом
22 сентября, 2009 - 20:01
КОЛОРИТНАЯ ПАРА ГОГОЛЕВСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ: ХИВРЯ (ЛЮДМИЛА БЕЛЬСКАЯ) И АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ (НИКОЛАЙ БУТКОВСКИЙ) В «СОРОЧИНСКОЙ ЯРМАРКЕ» / ФОТО ОЛЕГА СИДОРЕНКО

Оперетта является жанром парадоксальным. За ним закрепилось определение «легкого» жанра. Для восприятия действительно сложно найти более «усваиваемый» вид искусства. Не успеваешь ни устать, ни зазеваться. Все время на сцене что-то меняется — танцы, пение, драматические сценки, комичные номера, оркестровые фрагменты.

Но в этом как раз и заключается определенный парадокс: то, что для публики является «легким», для тех, кто создает оперетту на сцене — большой труд. Пожалуй, для актеров нет жанра более сложного, потому что нужно уметь все: играть, танцевать, петь. И нередко все это — одновременно. И, естественно, без фонограмм и микрофонов. Столичный Театр оперетты с каждой премьерой и концертом показывает все лучшие результаты. Художественный руководитель коллектива Богдан Струтинский понимает главное: в нелегкое для людей время оперетта является «антидепрессивным жанром». Можно вспомнить о том, что во время Великой депрессии 1930-х годов в Америке расцвел мюзикл, в годы Второй мировой войны в СССР активно снимали кинокомедии. Это помогало уйти от нелегкой действительности в другой, более красивый мир. Похоже, сегодня на себя подобную функцию взял Киевский театр оперетты.

Открытие юбилейного сезона гала-концертом уже стало определенной традицией. Невозможно не вспомнить серию жанровых программ театра за последнее время: концерт балетной труппы (бенефис главного балетмейстера Александра Сегаля «Балет — моя жизнь»), шоу «Танго жизни», которое вошло в текущий репертуар; концерт симфонического оркестра театра «От Баха до Оффенбаха». Худрук коллектива оперетты словно пытается показать, что в театре нет ведущих и второстепенных ролей и профессий. Кроме того, именно такие жанровые эксперименты помогают открывать новые имена. Например, в театре в последние годы появилась звезда балетной труппы — Максим Булгаков (участник телешоу «Танцы со звездами», выступавший в паре с актрисой Снежаной Егоровой), обладающий потрясающей энергетикой, невероятной гибкостью и артистизмом. После «Танца пантеры» из «Мистера Икс» (в паре с Яниной Сазоновой, балетмейстер-постановщик Александр Сегаль) даже артисты балета, которые находятся в зале, с облегчением выдыхают. Потому что именно они, как никто другой, понимают, насколько этот номер не только красив, но, прежде всего, опасен. «Танец пантеры» достоин любого конкурсного соревнования — с огромным количеством сложных движений, прыжков и особенно поддержек.

В последнее время каждый концерт оперетты становится открытием: молодых актеров-певцов, новых номеров и балетных миниатюр. А также — это реклама не только текущего репертуара театра, но и новых спектаклей (на открытии был представлен блок из «Сорочинской ярмарки» Рябова). Потрясающий по энергетике дуэт замечательных артистов — Людмилы Бельской и Николая Бутковского (Хивря и Афанасий Иванович). В роли Хиври актриса просто «расцвела», а с каждым новым выступлением чувствуется, как этот образ обрастает новыми красками, заставляя публику реагировать непосредственно и очень бурно. Кстати, в предыдущих постановках «Сорочинской ярмарки» песня Хиври, в которой раскрываются ее неудовлетворенные внутренние порывы, вырезалась из-за сложной вокальной линии для исполнительниц характерных ролей. Но, зная диапазон Людмилы Бельской, режиссер восстановил этот номер в спектакль, чем оправдал образ «злостной скандалистки» (Хивря Бельской — фонтан эмоций и женственности).

Афанасий Иванович (Бутковский) потряс своей пластичностью. Актер словно является отражением знаменитой фразы: «Все течет, все изменяется». Образ Афанасия Ивановича становится интернациональным: для того, чтобы его понять, не обязательно знание языка. Пантомима Бутковского может затронуть в человеке очень тонкие струны именно потому, что актер работает нервами, как скрипка.

Именно гала-концерты дают возможность раскрыть не только рамки жанра оперетты, в котором работает труппа, но и индивидуальные способности и талант каждого артиста. В программе исполняются украинские романсы, итальянские песни и даже оперные арии. Именно на концерте ярче всего видна тенденция омоложения труппы (ныне большая часть участников — молодежь). На открытии сезона публика тепло приняла Галину Григорчак с «Весенними голосами» Иоганна Штрауса — легкое, прозрачное колоратурное сопрано с хорошей технической подготовкой и достаточно уловимыми «нотками» своего педагога — Евгении Мирошниченко.

Фавориткой вечера стала Тамара Калинкина, закрывавшая концерт, исполнив знаменитую «Карамболину» из «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана. У Тамары крепкое лирико-драматическое сопрано (даже удивительно для столь утонченной внешности), блестящие внешние данные, подвижность, легкость в танцах, обаяние и требовательность к себе, которая не дает актрисе останавливаться на достигнутом.

С особым почитанием публика принимала корифеев театра — Тамару Тимошко-Горюшко в паре Валентином Рожковым (они исполнили сцену Каролины и Пеликана из недавней премьеры — «Мистер Икс» И.Кальмана), понравилось также выступление Людмилы Маковецкой и Александра Трофимчука (дуэт «Осеннее золото» Игоря Шамо). Кстати, сценарий гала-концерта, в котором не было ничего формального (автор и одна из ведущих — Валентина Донченко-Бутковская), вызывали теплые эмоции зрителей. Например, поздравления Елены Арбузовой с первым выступлением после рождения дочки или поддержка дебюта молодого певца Александра Чувпило с исполнением арии Мистера Икс из одноименной оперетты Кальмана.

В новом сезоне Киевская оперетта планирует расширить свой репертуар, дополнив его комическими операми для малой сцены «Театра в фойе» и стильными мюзиклами, которые будут поставлены на большой сцене театра. Ныне творческий коллектив работает, в частности, над оперой-буфф «Ключ на мостовой, или Приключения свадебной ночи» Ж. Оффенбаха и мюзиклом «Бал в Савойе» П. Абрахама. Также в этом сезоне планируется празднование 75-й годовщины со дня основания Театра оперетты.

Отрадно, что в кассах висит табличка «Билетов нет», а возле входа масса желающих киевлян и гостей нашей столицы попасть в театр.

Яна ИВАНИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ