Балом-маскарадом в столичном Октябрьском дворце открылся нынешний бальный сезон. Основателем этой традиции стало Посольство Австрии в Украине, проведя уже четыре таких светских раута. Последний — незабываемый Венский бал в Национальной опере в прошлом году. По словам Посла Михаеля Миисса, он по своей изысканности более всего напоминал те, которые устраивают в Вене. Вообще, такие торжества входят в, так сказать, обязательное «меню» времяпрепровождения для австрийцев. Представители разных профессий и, соответственно, разных общественных слоев организовывают каждый свои праздники. Ежегодно их происходит до трехсот! Кстати, там также в январе или в феврале (нет четко установленной даты) происходит феерический карнавал для политической, бизнес и творческой элит, входящий в пятерку самых престижных балов страны. В это время проходит и знаменитый маскарад в Венеции, на который съезжаются гости со всего мира. Маски на него местные галантерейщики начинают продавать еще в конце декабря.
У нас же со времени обретения независимости бал-маскарад проводится впервые! Очевидно, такие приемы устраивали в своих родовых поместьях представители украинской аристократии: Розумовские, Скоропадские, Тарновские, Безбородько... Свидетельством этого являются, например, документальные записи о том, что в поместье Качанивка, когда-то принадлежавшее Тарновским, съезжалась украинская шляхта и русское дворянство, известные писатели, художники, композиторы, в частности, Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Илья Репин, Лев Жемчужников...
Этот бал-маскарад также прошел под патронатом австрийских дипломатов, но его непосредственным инициатором стала отечественная компания «Дипломат сервис». «Во время Венского бала в опере мы выступили техническим организатором акции, — говорит генеральный директор «Дипломат сервис» Денис Кудин. — Сотрудничество с Посольством Австрии оказалось успешным. Это уже второй совместный проект. Наша основная задача состоит в возрождении старинных бальных традиций в нашей стране. Иногда спрашивают, а для кого все эти праздники, если потомков аристократических семей не так много... По моему мнению, чтобы приходить на такие торжества, нужно прежде всего любить музыку и танцы и обладать высокой внутренней культурой. Кроме того, где еще можно станцевать вальс, фокстрот, полонез, польку под популярную классическую музыку?.. Всего в рамках этого сезона запланировано несколько светских раутов. Следующий — бал цветов — состоится в конце марта — в начале апреля. В Европе его поэтому и называют — весенним». «А в июне проведем «Сон в летнюю ночь», — продолжает Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии в Украине Михаель Миисс. — Венский оперный бал пройдет, конечно, в октябре, и будет приурочен к Национальному празднику Австрии».
На бал-маскарад почти все дамы пришли в вечерних туалетах, а мужчины — во фраках или смокингах. Таким было требование дресс-кода, отмеченное в приглашении. Маску — основную «изюминку» этого праздника — надели не все, хотя ее предлагали купить в фойе Октябрьского дворца. А между тем, спрятавшись за ней, можно было позволить себе легкий флирт и некую непринужденность, и чувствовать себя как в оперетте Имре Кальмана «Мистер Икс», более известной под названием «Принцесса цирка» или как в опере Джузеппе Верди «Бал-маскарад», или оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь», знаменитая фраза из которой «Маска, я вас знаю...» часто звучала в зале. Среди гостей не было представителей отечественного политикума, по большей части присутствовала бизнес-элита. По ходу праздника становилось очевидно, что первый бал-маскарад будет более скромным, чем Венский бал.
Торжественная церемония открытия бального сезона началась с интересного театрализованного представления в зрительном зале. Его программа состояла из «Чардаша» В. Монти, «Цыганских напевов» П. Сарасате, «Пиццикато» И. Штрауса, «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении солиста Национальной филармонии Украины Аркадия Аерова. Солистка Национальной оперы Сусанна Чахоян мастерски спела «Куплеты Олимпии» из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха и «Заздравную» из оперы Джузеппе Верди «Травиата». Конечно, не обошлось без «Сказок Венского леса» от многократных лауреатов международных конкурсов Киевского театра бального танца. А потом в фойе дворца началась танцевальная часть под музыкальное сопровождение Заслуженного академического симфонического оркестра Национальной радиокомпани и Украины (художественный руководитель и дирижер — Владимир Шейко) и Национального оркестра народных инструментов Украины (художественный руководитель и дирижер — Виктор Гуцал). «Я стараюсь посещать все подобные торжества, происходящие в Киеве, — делится первыми впечатлениями президент модельного агентства «Карин» Влада Литовченко. — Люблю эту легкую, беззаботную, изысканную атмосферу, люблю классическую музыку, которая здесь звучит, ведь закончила консерваторию. Признаюсь, я не танцую. Сейчас подумываю о том, что, видимо, придется брать частные уроки». «Вперед, назад, вперед назад и полуоборот. А теперь под музыку», — руководил танцмейстер Григорий Чапкис. Если за несколько дней до Венского бала в опере всех желающих специально учили танцевать, то на этот раз можно было попробовать свои силы непосредственно на празднике. «Кого-то легче учить, кого-то — сложнее, — открывает секреты танцмейстер. — Это зависит от способностей человека: музыкального слуха, подвижности... А вообще, в танце важно все: взгляд, мимика, жесты — должна быть гармония». Посол Михаель Миисс был более снисходительным: «Вальсируют обычно в правую сторону, но если у кого-то кружится голова, можно и в левую...»
Солистку группы «Талита Кум» Юля Мищенко я застала за бокалом шампанского в буфете. В общем здесь было так, как на балу в Венской опере, когда билеты дают право только танцевать, а выпивка и легкие закуски — за собственные деньги в баре. «Я впервые на таком празднике и мне здесь очень нравится, — говорит Юля. — Уверена, не найдется женщины, которая бы не мечтала время от времени надеть вечернее платье и прийти в хорошее общество, где мужчины во фраках и смокингах... Может, эта атмосфера и немного старосветская, но в наше время фаст-фуда мне, например, просто эмоционально необходимо хотя бы изредка погрузиться в нее. По случаю такого приема даже решилась надеть довольно смелый туалет (платье с обнаженной вплоть до линии бедер спиной. — Ред.).
На глаза часто попадались мужчины в масках Зорро и женщины в масках сказочных птиц из перьев. «А где ваша?»— интересуемся у Олега Пинчука, а потом спрашиваем о впечатлениях, ведь скульптор является постоянным посетителем таких мероприятий. «В кармане, — отвечает он. — Я бывал на помпезных балах в Австрии и менее масштабных в Швейцарии и, конечно, в Киеве. Очень приятно, что эта традиция у нас возрождается. Иногда себе представляю, как когда-то, например, в Киевском институте благородных девиц происходили такие праздники, где кавалеры ухаживали за дамами, танцевали полонез, вальс, краковяк и польку до самого рассвета. И пусть у нас это пока происходит скромнее, чем где-то в Европе, думаю, проведение таких светских вечеров с каждым разом будет становиться все более органичным, ведь в Украине это было». Почему-то мне пришли в голову слова русского мыслителя XIX века Петра Чаадаева о том, что благородное происхождение дается для того, чтобы соответствовать высоким примерам своих предков.