Отставной офицер, а нынче обитатель Белой Криницы Еремей Деев согласился рассказать о селе, его истории, храмах и людях, а церковный служитель Андроник Калинович позволил зайти в храм и утолить любопытство относительно его богатств. Но без платка в церковь не пускают — старообрядцы непреклонно следуют своим нормам поведения.
Храм — величественный и роскошный, но несколько необычно видеть его белые стены. Здесь не принято расписывать их библейскими сценами. Почти при входе — фотографии купцов Овсянникових, которым жители села благодарны за строительство храма в 1908 году. Их здесь помнят и почитают. Перед взглядом предстают уникальные иконы XVIII века, иконостас работы суздальских, московских и новгородских мастеров. «Вот это Кормчая книга, ей почти 700 лет», — рассказывает Андроник Калинович, осторожно взяв в руки огромную книгу. — Здесь все написано, о каждом дне каждого святого», — продолжает он. Эта книга самая древняя в церкви, но не единственная.
Думается, что все это богатство, достойное самых престижных музеев, должно быть сохранено для потомков, сюда просто обязаны приглашать туристов и паломников, но пока что нет средств даже на реставрацию церкви. «Раньше, когда еще поступали деньги, были отреставрированы кресты и купола, но работа еще не завершена. А теперь и грибок на стенах появился, это же сколько денег и усилий нужно, чтобы избавиться от него, отремонтировать все», — переживает церковнослужитель. Местная власть выделила несколько тысяч, открыт специальный счет, куда желающие могут перевести средства, но этого недостаточно. Больше всего здесь надеются на поддержку единоверцев из-за границы, связи с ними поддерживаются давно и в рассказах неоднократно звучало «когда я приехал из Америки...» Вот так и ожидаем, пока «заграница нам поможет», а уникальные старинные вещи разрушаются грибком, сыростью, а то, что есть, сохранено усилиями этих седобородых мужчин с мудростью во взгляде.
«Женщины в церкви могут стоять только позади мужчин, а впереди — только некоторые, самые уважаемые», — слышу от них, и в душе просыпаются феминистические чувства. Но на мой почти возмущенный возглас: «А у вас что, полный патриархат?», — дедушка со снисходительной улыбкой ответил: «Деточка, какой патриархат, у нас любовь!»
— А правда ли, что браки с иноверцами у вас запрещены?, — пытаюсь выяснить я — неужели все слухи об укладе их жизни окажутся выдумками. Объяснили, что венчание действительно может состояться только после крещения «чужого» по старообрядческому обычаю. Ежели она (или он) отказываются, то супруги могут просто зарегистрировать брак в загсе, но тогда они будут «жить в блуде».
Всего старообрядцы празднуют 12 основных праздников, следуют всем постам, а в загвины они не против вкусно поесть. А относительно других ограничений, то... «Когда-то было грехом ходить в церковь в красивой одежде, — рассказал Еремей Деев. — Наши единоверцы, скажем, в Америке, до сих пор следуют этому обычаю. Там женщины, прежде чем зайти в церковь, переодеваются в скромные темные платья. У нас такого нет, наши женщины одевают все лучшее». А вот мужчины все еще носят длинные бороды, но это не мешает им одеть джинсы.
Поднимаемся на звонницу узкими круговыми ступеньками. Ни с чем не сравнимое ощущение свободы и красоты — с высоты птичьего полета все село словно на ладони, совсем рядом еще поселения. Это уже Румыния, в том селе также живут старообрядцы. Над головой — колокола, те, которые когда-то люди спасли. Не дали уничтожить. Об этом нам рассказали вначале, а еще много других легенд и былин, которыми живет деревня. От этих рассказов, от атмосферы храма появляется ощущение умиротворенности, покоя. Вдыхаешь свежий, немного терпкий воздух — и все проблемы уже где-то далеко.
В памяти остаются слова мудрого мужчины, сказанные нам на прощание: «Во всем ищите свою жемчужину. Она есть, просто нужно ее найти», — и в подтверждение цитирует Библию: «Ищите и обрящете, стучите и отверзется вам...»