Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Страницы истории: время «оттепели»

Во Львове проходят праздничные мероприятия по случаю 75-летия Академии искусств
20 декабря, 2021 - 19:51

«День» рассказывал о программе торжественных мероприятий, посвященных юбилею художественного вуза, а она, эта программа, – креативная и разнообразная и направлена на то, чтобы отразить актуальный срез жизни академии как лидера художественного образования и подчеркнуть ее роль в воспитании творческой молодежи (см. публикацию «Vivat Akademia: Львовская национальная академия искусств будет праздновать 75-летие» за 11 декабря 2021 г.).

Несколько дней назад в рамках празднований юбилея ЛНАИ в ее музее открыли выставку «Страницы истории: время «оттепели». В показе – 35 произведений 15 авторов – выпускников учебного заведения середины 1960-х годов. Куратор выставки – заведующий кафедрой художественной керамики Львовской академии искусств, профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины Орест Голубец, опубликовавший в социальных сетях несколько важных и фундаментальных тезисов по экспозиции «Страницы истории: время «оттепели» и не только:

«1. Почему именно период "оттепели"? По значимости в украинской истории ХХ века его можно приравнивать к "украинизации" 1920-х. Без него невозможно представить национальное возрождение конца 1980 – начала 1990-х годов: слишком большим мог оказаться временный разрыв. Важным достижением «оттепели» было формирование нового поколения украинской молодежи, которое противопоставило эфемерным советским идеалам приоритеты собственного достоинства и личностной идентификации. В творческой молодежной среде происходили едва ли не самые главные художественные события. Учебные аудитории нашего института посещала когорта выдающихся в будущем творческих личностей. Именно им суждено было впоследствии сказать веское слово в украинском искусстве, привести к процессам его возрождения и обретения международного авторитета.

Период «оттепели» способствовал зарождению явления, значение которого для украинского искусства ХХ века трудно переоценить. Нонконформизм представлял своеобразный феномен, одновременно способствовавший сохранению лучших достижений национального искусства и обеспечивал соразмерность поисков наших художников с творчеством их коллег за рубежом.

2. Появление "звездного" поколения не было заслугой псевдореализма и советского академизма, господствовавших в то время в учебном заведении. Молодежь сплачивалась на неофициальном уровне вокруг выдающихся личностей, которые в совершенстве владели основами модерного искусства и тщательно их хранили. Именно поэтому практически все участники выставки назвали своими учителями Романа Сельского и Карла Зверинского, а также Данила Довбошинского, Дмитрия Крвавича, Софию Караффу-Корбут.

3. Нонконформистские тенденции нашли во Львове особый путь проявления. Само название местного учебного заведения указывало на преобладание разновидностей декоративно-прикладного искусства, которое, по мнению советской власти, не способно выполнять важные идеологические задачи, а потому не подлежало чрезмерному контролю. Почувствовав эту "слабинку", значительная часть молодых львовских художников сознательно направляла свою творческую энергию в декоративно-прикладное искусство. Под прикрытием “искусства третьего ранга” формировались художники, творческое наследие которых стало заметным достоянием украинской культуры ХХ века: выпускники кафедры художественной керамики – Андрей Бокотей, Петр Кулик, Любомир Медведь, Петр Маркович, Иван Марчук, Ярослав Мотыка, Роман Петрук, Богдан Сорока, Зиновий Флинта и выпускники кафедры художественного текстиля – Игорь Боднар, Александра Цегельская-Крипьякевич, Олег Минько, Иван Остафийчук, Наталья Паук, Стефания Шабатура и многие другие.

4. Выставка убедительно свидетельствует, что традиции львовской художественной среды не могут основываться на академическом образовании советского образца, стремившегося уничтожить основы европейского модерного искусства. Именно оно создавало основу львовской художественной школы. Совершенно очевидно, что изобразительные достижения наших художников-модернистов соразмерны с лучшими произведениями их коллег за границей».

В итоге Орест Голубец поднимает и болезненный вопрос отсутствия в академии музея, где должны быть отражены лучшие достижения поколений выпускников ЛНАИ в их историческом срезе.

Справка:

Львовская национальная академия искусств является одним из ведущих заведений высшего образования в Украине, где формируются творческие личности.

Основана в 1946 году на основе Львовской художественно-промышленной школы.

 

До 1994 года учреждение функционировало как Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства, впоследствии – Львовская академия искусств. В 2004 году Указом Президента Украины учрежден статус национального.

Академия является активной творческой и исследовательской средой, предлагает получение высшего специализированного образования на трех уровнях – бакалавр, магистр, доктор философии и доктор искусства. Здесь активно развиваются различные направления декоративного искусства (художественная керамика, художественное стекло, художественное дерево, художественный металл, художественный текстиль), изобразительного искусства (монументально-декоративная скульптура, монументальная живопись, сакральное искусство, актуальные художественные практики), дизайна (дизайн окружающей среды, дизайн одежды, графический дизайн), реставрации произведений искусства, культурологии, истории и теории искусства, менеджмента искусства

Фото с ФБ-страницы Ореста ГОЛУБЦА

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ