«Некоторые люди смеялись, некоторые люди плакали, большинство — молчали. Я помню отрывок из индуистского эпоса «Бхагавадгита» — Вишну, чтобы доказать Принцу, что тот обязан выполнить свой долг и впечатлить его, принимает обличье воителя во всеоружии и говорит: «Теперь я становлюсь Смертью, Разрушителем всех миров».
Эти слова (в оригинальной записи) Роберта Оппенгеймера, выдающегося американского ученого, являются одним из смысловых лейтмотивов альбома киевского композитора Святослава Лунева «PARA PACEM — PARA BELLUM» («Хочешь мира — готовься к войне»; интервью с этим интереснейшим сочинителем см. в «Дне» 3 февраля с. г.)
Таинственная сентенция Оппенгеймера, в чьей жизни совместились и создание атомной бомбы, и конфликт с профессией, и серьезное увлечение мистическими восточными доктринами, в немалой степени перекликается с тем, что звучит далее. «PARA PACEM — PARA BELLUM» можно было бы назвать музыкой трагического парадокса; однако четко прописанные формулы здесь мало применимы. Ведь источники столь разнородны, а способы преображения исходного материала столь своеобразны, что поневоле возникает соблазн раздробиться в цитировании, протянуть цепочки аллюзий между литературой, наукой, историей, собственно музыкой.
Апокалиптические образы Нового завета, ядерная физика, ведические постулаты о «железной эпохе», небесные трубы, что провозглашают последний час, всесокрушающие пляски индуистских божеств, мироздание, свивающееся в свиток от рукотворного пожара… Здесь действительно пересекается множество культурных контекстов. В первую очередь, однако, обращает на себя внимание резкость и глубина эмоциональных контрастов — от тихой меланхолии струнных («Terra Levis» — «Легкая земля») до неукротимой ярости электронного эксперимента («Ante Bellum» — «Перед войной»), от ирреальных звуковых пространств («Heavy Water» — «Тяжелая вода») до катартического «Anthem» — «Гимна» на органе, от зловещего танца «Кали-юги» до минималистичного умиротворения «Winter» — «Зимы» и светлого акустического итога «Abi In Pace» — «Иди с миром«… Можно сказать, что «PARA PACEM — PARA BELLUM» в своей целостности есть драма человеческого духа, мятущегося в вечной борьбе между землей и небесами, между зримой мощью рационального преображения реальности и непознаваемыми силами, что движут судьбами вселенной.
А еще — это произведение Святослава Лунева о том, что ежемоментно происходит с нами, о том, что приводит в движение всех богов и наполняет нечеловеческой энергией древние письмена — о жизни и смерти; и о том, что за пределами этого вечного выбора; а также о том, возможен ли этот выбор вообще.